pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Из письма знакомого священника (2)

...В России многими Церковь воспринимается как магический амулет или как бюро ритуальных услуг, или как "отворот-приворот" и решение труднорешаемых бытовых проблем с помощью "везенья-невезенья"...

И мы, священники, волей-неволей, становимся участниками этого.

Например, приходит кто-то в Церковь, в храм Божий освятить крестик. Исключительно, только чтобы освятить крестик и не больше. И мы освящаем... Или иконку нужно в машину... Или свечку нужно поставить... И мы с участием даём-продаём, - молча, но за деньги, за прибыль, конечно.

Или дом освятить, чтобы лучше и легче было жить. И мы освящаем. И народ доволен, получив искомое, и батюшки довольны, тоже получив прибыль. И так люди через нас остаются вне полного и подлинного богообщения, и вне освящающих Таинств, и вне Церкви, и вне Христа...

Станет снова тяжко, народ снова прийдёт просить себе крестик, или ладонку, или поясок c 90-м псалмом, или иконку в машину, или квартиру освятить... Станет снова тяжко, народ снова прийдёт искать себе призрачное утешение, искать какие-то вещи или предметы вместо подлинного и живого Христа. И мы даём это народу. Мы снисходим к его уровню, к его немощам, к его проблемам, и мы потакаем народу.

Спрос рождает предложение. Сейчас в Церкви это целая индустрия, огромный ассортимент: разнообразные свечи, медальоны, наборы для освящения квартир, иконки, крестики (в машину, на шею, в дом, в офис и т.д. - а в душу?...).

Конечно я не против всего этого, наверное. Но я против и смущаюсь, когда всё это становится для людей вместо Христа. И мы этому созвучны. Это плохо. Я сам сто раз освящал людям квартиры, машины, роздавал-продавал иконки и т.д. При этом я всегда старался коментировать и объяснять, что на свете важнее всего, что главное, к чему мы должны стремиться и искать и т.д. Но, признаться, от этих моих проповедей толку мало, так как люди приходят уже с установкой: освятить машину - и будет всё прекрасно! освятить дом - и жизнь налажена! купить крестик - и от соперников защита на 100%!.. Для них именно важным остаётся освящение квартиры, машины, крестика. Всё остальное маловажно, и внутренне они вряд ли меняются.

А ведь именно наше внутреннее изменение важно, необходимо и нужно! Именно это сможет исправить и поправить и изменить наши худые дела в жизни и наше положение, безысходность, проблемы и т.д.

Я сейчас подумываю над тем, чтобы ввести такой порядок в своих общинах, чтобы предлагать всем кто хочет освятить крестик, иконку или машину и т.д., готовится к Исповеди и Св.Причастию (предварительно пройдя "малую катехизацию"). Примерно тоже, что я требую перед Крещением. Но если эти люди уже крещены, то навёрствовать с ними упущенный материал катехизации.

А крестик, машина, квартира и прочие суеверные вещи будут лишь добрым поводом к этому.

Например прийдёт какой-нибудь неудачный любовник, и скажит: Батюшка! Чёт не везёт в жизни! Вот купил на базаре крестик, на вот!.. Освяти-ка мне на оберег и на счастье!..

А я ему скажу: Хорошо, братец, освящу. Только давай-ка позже, не сейчас и не сразу, - так как не в этом главное! Вначале нужно тебе поисповедоваться и причаститься, а для этого нужно подготовиться хорошенько и войти в курс дела! Приходи-ка на занятия и на беседы, там потолкуем, и будем вместе готовится, исповедоваться и Причащаться Таинств Христовых. А потом и крестик твой освятится.

Можно ли так нам говорить и рассуждать? Пойдёт ли так наше церковное дело? Не отпугнём ли мы окончательно и не порвём ли слабейшую веру других висящую на тонких нитях амулетов и предрассудков? Не взвалим ли мы непосильное бремы на немощных?

Посоветуйте пожалуйста! Как думаете Вы?

Мое добавление, сделанное по ходу дискуссии:

Незаметно, в самом деле, вошли в нашу жизнь приходскую отношения купли-продажи. Если, допустим, батюшка освятит крестик без проблем, то освящение машин, квартир и т.д. предполагает уже какое-то пожертвование. Священники, особенно сельские, в них всегда нуждаются, - это естественно и неизбежно. Вот и получается, что обе стороны заинтересованы: батюшки, чтобы "клиентура" не оскудевала, чтобы было таких вот поверхностно относящихся к вере людей побольше, за счет которых церковный доход неизменно пополнялся. А мирские поверхностно верующие - в исполнении их "религиозных потребностей". При этом никакой катехизации, конечно же, обычно не проводится. А на минуту представим себе, что большинство вдруг станут сознательными прихожанами и не будут просить освящений машин, домов, а в первую очередь начнут читать свв. отцов, Писание и будут подходить к причащению. Все ли батюшки желают искренне такой ситуации? Есть повод думать, что определенному числу духовенства просто выгодно, чтобы все оставалось, как и прежде. Вы как думаете?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 85 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →