(две маленьких зарисовки)
Какое такое Енсаретское?..
Василий всю жизнь работал снабженцем на заводе Скобянка. Так в Загорске называли секретное военное предприятие, выпускавшее кое-какую и хозяйственную продукцию: лопаты, гвозди, топоры. Василий общительный мужик, лет семидесяти. Сорок лет мотался по стране. « Я что хошь мог достать, -- говорит он, -- стенку карельскую, швейную машинку немецкую, детали от любой иномарки. У меня ж по всему Союзу заказчики».
А когда вышел на пенсию устроился, по связям, охранником в резиденцию архиерея. Мы иногда по утрам встречаемся на озере, куда Володя приезжает на шикарном велосипеде из Сергиева Посада.
-- Да, это тебе не Генисаретское озеро, -- говорю я, глядя на кучи мусора на противоположном берегу.
-- Какое такое Енсаретское, -- переспрашивает Вася.
-- По которому Христос пешком ходил.
-- Ну.
-- Ты Евангелие читал, помнишь?
-- Ну... Не, не читал, -- отмахивается Василий от моего вопроса, -- на хер оно мне нужно. Я в храм Божьей Матери хожу, хороший храм.
-- Ты ж у архиерея работаешь, и Евангелие не читаешь?
-- А что, я на дежурство прихожу, смену приму. Там читать некогда.
Такой же разговор случился у Тани в очереди.
-- Я бы их всех передушила, этих, которые на митингах орут, -- прорычала женщина с золотой цепочкой на толстой шее.
-- Что вы несёте! – возмутилась Таня, -- на вас же крест, Евангелие, небось, читаете!
-- Нужно мне ваше Евангелие – огрызнулась женщина.
* * *
Проповедь в Тамани
Тамань. Храм Покрова. Старухи, пожилые женщины, несколько мужчин. Пробираюсь со свечками к иконе. Старухи на меня: «Стой на месте! Причастие идёт, нельзя двигаться во время причастия». Ну что ж, похвальная дисциплина. Кончилось причастие, заамвонная молитва и после благословения и отпуста отец Виктор приступил к проповеди. Тема: Власть Христа над бесами. Из сегодняшнего чтения Евангелия. Бесы, толпящиеся в бесноватом, имя которым легион, упросили Христа отослать их в свиней – стадо свиней паслось неподалёку. Одержимые нечистой силой, свиньи заметались и бросились с обрыва в море. Священник сосредоточился не на деянии Христа, а на скаредности жителей, которым принадлежало стадо.
-- Жители, евреи, не порадовались исцелённому человеку, это им безразлично! Им было свиней жалко. Сами они мяса не ели, но продавали. Доход у них из рук ушёл. Эдакое богатство и – на дно моря. Не нужны нам никакие исцеления, и прогнали Господа.
На самом же деле страна Гадаринская, где произошёл этот случай, входила в состав Десятиградия и в то время была населена греками, то есть язычниками, мясо свиней в пищу очень даже употреблявшими. Но отцу Виктору надо было обличить евреев, что он и сделал, исказив факты и извратив тему проповеди.
Кончилась служба, расходятся прихожане. Один другому рассказывает:
-- Брат себе гроб смастерил. Да лечь в него не пришлось. Похоронили в купленном, за своим далеко было ехать. Брат умер в Краснодаре. А я его на себя примерил – в самый раз. В сарай к себе поставил. Ждёт своего часа. Дождётся.
Ни Божественная литургия, ни причастие, ни обличительная проповедь не спасает человека от грустных мыслей. С чем пришёл он к Богу, к Богу ли! с тем и ушёл.
Нет, если что-то изменится в России к лучшему, то лишь после того, как что-то к лучшему изменится в Церкви.