pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Христос воистину воскрес!

Когда-то, лет 27 назад, нижеследующий текст книги дал сильный толчок, помимо уже позже прочитанных книг о. Александра Меня, к моему выбору в пользу христианства.
Один отрывок:

""...Если воскресения не было, то апостолы знали, что это – ложь. Что же, может быть, они просто поддерживали некую колоссальную мистификацию?

Трудно совместить подобное предположение со всем, что мы знаем о нравственных качествах этих людей. Они сами осуждали ложь и подчёркивали, как важно быть честными. Они стремились открыть людям правду.

Историк Эдвард Гиббон в своей знаменитой книге "История упадка и гибели Римской империи" говорит, что "более чистая, хотя и строгая, мораль первых христиан" была одной из пяти причин быстрого распространения христианства.

Майкл Грин, ректор колледжа Св. Иоанна в Ноттингеме, говорит:

"Вера в воскресение превратила деморализованных последователей распятого проповедника в неустрашимых свидетелей и мучеников ранней церкви. Именно эта вера и отличала последователей Иисуса от других евреев, она превратила их в сплочённую группу. Их можно было бросать в тюрьмы, подвергать истязаниям, но их нельзя было заставить отречься от веры в то, что "на третий день он восстал".

В-третьих, смелость, появившаяся в поведении апостолов, как только они убедились, что их учитель воскрес, делает весьма мало вероятным предположение, что всё это была лишь мистификация. Они вдруг стали – чуть ли не за одну ночь – неустрашимыми. Пётр, который в прошлом отрекался от Иисуса, вдруг, под угрозой смерти, во весь голос заявил, что Иисус воскрес и жив. Власти арестовали последователей Христа, избили их, но вскоре они снова были на улицах Иерусалима, открыто рассказывая об Иисусе (Деян. 5:40-42). Их друзья отмечали их жизнеспособность, их враги – мужество. И проповедовали они не в каких-нибудь заштатных провинциях, а в самом Иерусалиме.

Последователи Иисуса не могли бы идти на пытки и смерть, если бы они не были уверены в его воскресении. Единодушие, с которым они проповедовали единую доктрину, мужественное поведение их – было просто поразительным. Добиться единодушного согласия в какой-либо группе людей вообще очень трудно,– но они все утверждали истинность воскресения. Если они были обманщики, очень трудно объяснить, почему хоть кто-нибудь из них не "раскололся" под пытками.

Французский учёный и философ Паскаль писал:

"Предположение, что апостолы были мошенниками, просто нелепо. Попробуем довести это обвинение до логического завершения, представим себе, что эти двенадцать встретились после казни Иисуса Христа и сговорились утверждать, что Он воскрес. Это означало бы подрыв и светских, и религиозных устоев. Душа человека до странности подвержена непостоянству и переменчивости, её легко поколебать обещаниями, соблазнить материальными приманками. Если бы хоть один из них поддался этим, столь сильным, искушениям, или просто не устоял перед более сильными аргументами тюрьмы и пытки, они погибли бы все."

"Как это все они, чуть ли не в один день, превратились в группу неукротимых энтузиастов, которые бросили вызов врагам, цинизму, издевательствам, бесконечным испытаниям, тюрьме и даже смерти на всех трёх континентах, где они проповедовали слова Иисуса и воскресение?" – спрашивает Майкл Грин.

Вот как один неизвестный автор описывает перемены, произошедшие в жизни апостолов:

"В день распятия они были исполнены горечи, в первый день недели – радостью. В день распятия они потеряли надежду, в первый день недели сердца их были полны уверенностью и надеждою. Когда они впервые услышали о воскресении, они проявили недоверие, их трудно было убедить, но когда они сами удостоверились, ни разу после того они не испытывали сомнений. Чем же можно объяснить столь разительную перемену в этих людях за такой короткий срок? Само по себе исчезновение тела из могилы не могло бы так изменить их характеры и укрепить их дух. Три дня –слишком малый срок для возникновения легенды, которая подобным образом повлияла бы на них. Для формирования легенд нужно время. Этот психологический факт требует исчерпывающего объяснения. Подумайте о характере этих свидетелей, мужчин и женщин, давших миру самое высокое этическое учение, когда-либо созданное. Даже по свидетельству их противников, они придерживались его в своей жизни. Попробуйте представить себе следующий, психологически абсурдный, вариант: небольшая кучка наголову разбитых трусов в один прекрасный день собирается в какой-нибудь каморке – и через несколько дней превращается в единую группу, которую нельзя заставить замолчать никакими преследованиями; пытатьтся объяснить эту радикальную перемену всего лишь жалким подлогом, который они пытались навязать миру, – полная бессмыслица".

Кеннет Скотт Латуретт писал:

"Последствия воскресения и сошествия Святого Духа на учеников... имеют огромное значение. Обескураженные и разочарованные люди, с грустью вспоминавшие, как они надеялись, что Иисус – "тот, кто должен избавить Израиль", превратились во вдохновенных свидетелей".

Пол Литтл задаёт вопрос:

"Кто же они, эти люди, благодаря которым изменилась нравственная структура общества: непревзойдённые лжецы или заблуждавшиеся безумцы? В любой из этих вариантов поверить труднее, чем в факт Воскресения, и к тому же нет ни одного, самого даже незначительного, доказательства в пользу того или другого варианта".

Непоколебимая убеждённость апостолов – вплоть до смерти – не поддаётся лёгким объяснениям. По данным энциклопедии "Британика", Ориген сообщает, что Пётр был распят вниз головой. Вот как описывает смерть Петра Герберт Уоркман:

"Как и предсказал Господь наш, Петра перепоясали и повели на казнь по Авриеливой дороге к месту неподалёку от садов Нерона на Ватиканском холме, где столь многие его братья были подвергнуты жестокой казни. По его просьбе, его распяли головой вниз, как недостойного страдать подобно его Повелителю".

Гаролд Маттингли пишет в своём историческом трактате:"Апостолы св. Пётр и св. Павел подписали свои свидетельства кровью".

Тертуллиан писал: "никто не захочет умирать, если он не уверен в своей правоте".

Гарвардский профессор – юрист Саймон Гринлиф, много лет обучавший студентов, как добиться показаний от свидетеля, и как определить, правдивы ли показания, приходит к следующему заключению:

"Во всех анализах военной истории не найти примера такой героической верности идее, терпения и непоколебимого мужества. У них были все мыслимые поводы, чтобы тщательно пересмотреть основы своей веры и свидетельства великих фактов и истин, которые они отстаивали".

Апостолы доказали своей смертью истинность своих слов. Я убеждён: их словам я могу верить гораздо больше, чем словам большинства моих современников, которые улицу-то не перейдут, не то что не пойдут на смерть за всё, во что они верят.
Не просто плотник
Tags: библия, богослужение, история, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments