pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Откуда взгляд насчет оставления "забытых грехов" в Елеосвящении?

В самих молитвах чина Елеосвящения ни про какие «забытые грехи» нигде не сказано, но есть молитвы просто о прощении грехов, вольных и невольных, как есть похожие молитвы и в чине Исповеди (некоторые молитвы почти дословно повторяют друг друга). И апостол Иаков просто пишет: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14-15). Какие грехи, тут не уточняется. И причащаемся мы тоже, как произносится каждый раз во время самого причащения, «во оставление грехов и в жизнь вечную». Отдельные вопросы: в чем разница между оставлением грехов в исповеди, в елеосвящении, в причащении?.. И что вообще значит само выражение "оставление грехов", к которому все так привыкли? Разве в простой покаянной молитве, идущей из глубин сердца, как у евангельского мытаря, грех не может быть оставлен?

Очевидно, в исповеди прощаются прежде всего те грехи, которые нас по-настоящему отлучают от Бога и Церкви, то есть весьма серьёзные, – такое, по крайней мере, было понимание в древности, когда и сама исповедь впавшего в серьёзный грех могла приниматься всей церковной общиной, а после согрешившему назначалась епитимья. А грехи повседневные, неважно, забытые или нет, врачуются (или, скажем так, подается помощь в их врачевании) в елеосвящении или же в причащении, поэтому общераспространенные у нас на приходах исповеди перед причастием являются скорее своеобразным дисциплинарным контролем для большинства, нежели настоящим таинством воссоединения с Богом и Церковью. Впрочем, четкого мнения по этому поводу вообще нельзя найти не только у многих священнослужителей, но и в самом церковном учении. Например, в катехизисе митр. Филарета насчет "оставления грехов" в причащении ничего не сказано. Но в благодарственных молитвах выражается желание: "Попали терние всех моих прегрешений". Таким образом, тут подразумевается не столько "оставление" или "прощение", сколько символическое уничтожение, сгорание их при встрече с Богом, Царство Которого несовместимо ни с чем греховным. Но это гораздо более цель, нежели фактическая данность. Кроме того, понимание греха как такового часто оказывается многообразным, расширительным и в то же время относительным. Из непреложного опыта ясно одно, что нет человека, который будет жив и не согрешит (Экклесиаст 7, 20), причащается ли он часто или редко. Скорее тут многое зависит от личной ответственности при подходе к таинству и от той меры любви и всего остального светлого внутри человека, которая только и может не дать тьме одолеть и захлестнуть его. Елеосвящение здесь, мне думается, не отличается принципиально ничем от причащения в этом отношении, но акцент его направлен больше на физическую болезнь как следствие греховности вообще или каких-то конкретных душевных недугов в частности.
Комментарии священнослужителей в этой теме, разумеется, приветствуются в первую очередь.
Tags: богослужение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments