pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Ответ на статью "Дезинфекция или любовь?" в "Александровском голосе труда".

ПЛОДЫ ЖИВОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИЕПИСКОПА ЕВСТАФИЯ

В номере N45 «АГТ была опубликована удивительная статейка — «Дезинфекция или любовь» автора О. Семеновой. Особенность этого материала в том, насколько необъективно, безосновательно, а подчас и превратно в ней преподносятся ряд фактов и оценок.

Приезд, начало обустройства и управления Александровской епархии владыкой Евстафием обрисовывается автором статьи жуткой картиной, характерной скорее для горячей точки ожесточенного конфликта или страшного боевика. Тогда как время до восхождения Архиепископа на нашу кафедру - период светлого прошлого, духовного подъема. Когда я прочитал это, улыбка как «на автомате» появилась сама собой. Вообще же складывается впечатление, что был потревожен чей-то «муравейник», скорее даже «осиное гнездо», и осы с этого гнезда выражают свое недовольство! На нашей земле давно не хватало твердой руки, серьезного и авторитетного лидера. Долгие годы мы молились о таком человеке, и он пришел в лице Архиепископа Евстафия. Точнее, не просто пришел, а был законным образом определен на это место Высшим органом церковной власти - Священным Синодом.

Понимая отсутствие духовной грамотности, знания церковных терминов многих прихожан, владыка Евстафий не раз прибегал в проповеди к аналогичным сравнениям. Так и появилось выражение - «духовная дезинфекция», на мой взгляд, очень удачное и правильное. Я более чем уверен, что при желании, он мог бы пользоваться и церковно-славянскими и даже древнегреческими выражениями (в силу серьезного духовного образо-вания), но его цель - быть понятным и услышанным. А в противовес его духовной высоте выступает госпожа Семенова, не имеющая даже базового духовного образования. Ей невдомек, что улицы наших городов ежедневно оскверняются не только мусором, но и духовной скверной - бранью, ненавистью, злобой.... А очистить от этого может только Крестный ход - богослужение за пределами храма, живое свидетельство, благодатное исповедничество христиан! Им украшаются Престольные праздники. После ее вольных размышлений о крестных ходах появляется желание, напротив, не прекратить их, а сделать еще более частыми.

Близость к Троице-Сергиевой Лавре, паломнические поездки и любовь к святыням, которыми автор упомянутой статьи пытается оправдаться (при-крыться), явно не дают ей право сомневаться в справедливости Священного Синода, в решении Патриарха об определении на нашу кафедру Архи-епископа Евстафия! Он не находится в запрещении и не снят с управления. И, уверен, поставит церковно-духовную жизнь на вверенной ему территории на достойный уровень, даже при попытках помешать ему в этом. Ибо за него молится Сама Церковь! Не так давно были именины владыки. Каково же было удивление - увидеть заполненный людьми собор в будний день. И это были не какие- то высокопоставленные чиновники или олигархи, а напротив, обычные люди - светские и монашествующие. Но они приехали с разных областей - Московской, Ярославской, Ивановской. Кто-то из них знает владыку 15 лет, а кто-то и более 20-ти.... Неужели они за все это время не разочаровались в нем и его политике, если бы она была такой вероломной, какой пытается преподнести ее О.Семенова?! Этот архипастырь поднял не один храм, монастыри и даже епархии. Выходит, что человек, критикующий его, должен быть, как минимум, того же уровня и опыта.

И вновь О.Семенова переходит на личности... На сей раз она сомневается в выражении о том, что владыка Евстафий - великий молитвенник. Удивительно, но тут же сама обнаруживает, что не она молится вместе с ним. А тогда как может судить и выражать сомнения? Да и вообще, молитва - дело настолько духовно-интимное, что кто какой молитвенник - одному Богу известно!

После публикации вышеупомянутой статьи, ее прочитали многие. И все, кого я знаю, были крайне смущены изложением. «Откуда она все это взяла? Да с чего это вдруг? Верующий человек не мог такое написать!» - вот лишь немногие выражения удивления от прочитанного. Каждый увидел не только оскорбления в адрес правящего Архиерея, а прямо удар по самой Церкви. От того, какое мнение анонимный читинских (!) священников она приводит, складывается впечатление, что описывается какая-то жуткая секта, а не каноническая Церковь. Есть версия и о том, что статейка заказная. Доказать не опровергнуть это нельзя, но основания полагать такое есть. Если посмотреть беспристрастно, то обнаруживается, что О. Семенова, по большому счету не может ничего предъявить Правящему Александровской епархией, кроме непонятной для нее кадровой политики. Но это и не ее дело! Притянув, совершенно беспочвенно и субъективно интернет - мнение бывшего священника Читинской епархии, который служил там более 10 пет назад, она пытается, передергивая факты представить читателю, что и у нас все плохо. При чем тут вообще проблемы далекого Забайкалья?! В тексте статьи нет ни сносок, ни ссылок. Автор О. Семенова напрасно берет на себя смелость сыпать оскорбления и неоправданные обвинения, немного-немало, в попытке разрушения Церкви! Ведь в Апостольских правилах N55 сказано: «Если кто из клира досадит епископу, да будет извержен. Ибо (сказано:] правителю твоих людей да не скажешь зла». Ведь, если подобное - не более как единоличные выводы автора, то ей стоило бы ответить за изложенные оценки, равно как и за всю свою статью, в судебном порядке! Наш архиерей - не сутяжник и вряд ли это дойдет до суда. Но не пользуется ли этим О., Семенова, чувствуя свою безнаказанность? А неприятное удивления читателей той явный признак того, что массы народные не на ее стороне...

Станислав Михайлов
=====================================================

И еще одна публикация из этой же местной газеты.

«Дорогою добра» по детским слезам и искалеченным судьбам

О. Семёнова – журналист, которая не смогла молчать, она честно выполнила свой профессиональный долг. Мы не имеем журналистского образования и никогда не решились бы писать в газету, но после публикаций в прошлом номере газеты статей М.И. Меньшиковой «В защиту владыки Евстафия», молчать мы тоже не смогли.
Мы не ставили целью собрание подписей – если необходимо – наберём их гораздо больше. Мы полностью согласны со статьёй О.Семёновой – всё это мы пережили сами, видели своими глазами, слышали своими ушами. Вы не видели наших слез, не знаете многих подробностей, т.к. по-настоящему не жили жизнью прихода нашего собора, бегая из храма в храм.
Уважаемая Марина Ивановна! Лично против Вас мы ничего не имеем, но многие моменты из Вашей статьи вызывают искреннее недоумение.
В своей статье Вы пишите, противореча самой себе: «Женщине в храме надобно молчать» - написано в «Домострое». И вне храма тоже – добавила бы я». Что же Вы не молчите, любезная Марина Ивановна? Почему не молчат женщины, которые во время воскресной проповеди 16 ноября, вступили в диалог с владыкой (диктофонная запись):
- Хотел с вами поделиться, братья и сестры. Недавно вышла статья про меня...
- Не верим, не верим, владыка! - стали выкрикивать женщины, не давая епископу даже намекнуть на содержание статьи.
- Спасибо! - дрогнувшим голосом произнес владыка и, выдержав многозначительную паузу, добавил. - Я хочу сказать, что это неправда...
- Спасибо, владыка!!!
(Прямо как на стадионе протестантским проповедником!)
Вы, вероятно, человек грамотный и знаете, что во время проповеди, нельзя вступать в диалог со священником, а тем более с епископом. Лучше бы Вы бы этих женщин одернули, а не набрасывались на О.Семёнову, которая в своей статье просто назвала вещи своими именами.
Хотелось бы еще понять, что имел в виду владыка, говоря "это неправда"... Что не было незаконных и неправедных лишений сана читинских священников? Не было восстановлений их Общецерковным судом (посмотрите на официальном сайте Московского Патриархата, например, Решения Общецерковного суда от 24 и 25 июня 2014 года)? И не захватил он помещение воскресной школы? И не было разрушения прихода Христорождественского собора?
Вы пишите, что общаетесь в соц.сетях с православной семьёй из Читы. Мы тоже общаемся и с духовенством и мирянами Читы и Ростова Великого. И смеем Вас заверить, что если Вашим знакомым владыка Евстафий не причинил вреда, то это не значит, что от его действий не пострадали другие люди.
Мы допускаем, что Вы, Марина Ивановна, просто многого не знаете, а люди, стоящие за Вашим письмом, не сочли нужным Вас проинформировать. Поэтому хотелось бы открыть Вам некоторые подробности. Вот только некоторые из них. Начнём с последнего, можно сказать, вопиющего поступка нашего владыки.
11 ноября духовенство Владимирской митрополии поздравило митрополита Евлогия с 25-летием хиротонии, однако духовенство из Александровской епархии не присутствовало. Архиепископ Евстафий и сам не поехал, и, более того, перенёс на этот день расширенное заседание Епархиального совета в Александрове (информация о юбилее митрополита и о расширенном заседании есть на сайте митрополии – посмотрите), чтоб никто из подчиненного ему духовенства не поехал поздравлять любимого всеми митрополита. Стыдно. Несколько месяцев назад такого наше священство да и миряне даже представить не могли! «Прославились» на всю митрополию.

История с кражей статьи из редакции газеты (воровство – это же грех!), и с давлением на автора статьи и редактора газеты Вам, надеюсь, знакома, как знакома она, впрочем, уже многим людям за пределами Владимирской области. Это вопиющий случай! Странно, что Вы об этом не знаете! А то может быть и в газету не писали бы... Сложно представить, чтобы епархиальный секретарь и подчиненный владыке священник пришли в редакцию по собственной инициативе.

Теперь о воскресной школе. Воскресная учебно-воспитательная группа собора Рождества Христова полностью соответствовала всем Синодальным документам, и упор в ней делался на воспитание будущего гражданина нашей страны, а не на спектакли. Нам непонятно, какое отношение к приходу имеет общеобразовательная школа № 3 со своими учителями и учениками? И с каких пор директор общеобразовательной школы решает, кому посещать воскресную школу, а кому – нет? А наши дети до сих пор плачут, потому, что хотят в ту школу, из которой их, мягко говоря, выгнали.
Впрочем, тема «Воскресная школа собора» - это отдельный разговор, требующий отдельной статьи.
«Много дел для прихожан и в храме, и вне его». Каких прихожан? Как же Вы – прихожанка собора не заметили, что собор опустел, что прихожане собора посещают другие храмы?! Да, сейчас в соборе много народа – но это прихожане монастыря, которые пришли за недавно переведённым в собор протоиереем Андреем Устюжаниным. Если перевести отца Андрея в другой храм – и эти люди уйдут в другой храм за отцом Андреем. И собор опять опустеет.
У нас была крепкая, дружная приходская община, которая сейчас уничтожена под прикрытием благих дел и намерений. Заметьте, после перевода настоятеля, народ не ушел за ним, а остался в своём родном соборе. Но из-за последовавших затем действий епископа, мы вынуждены посещать другие храмы.

По поводу приходов Вы пишите: «Мало ли к чему мы привыкли!», то есть Ваше мнение противоположно мнению Святейшего Патриарха Кирилла (?!) в его обращении от 09.09.2014 г. за №01/4710, посвященном жизни приходской общины. Члены Священного Синода призвали «всемерно укреплять в мирянах сознание принадлежности к определенной приходской общине, ответственности за жизнь своего прихода». И каждый приходящий в храм «должен встретить здесь подлинную любовь». А люди, пришедшие в собор, встречают бестактность самого владыки, и уходят, может быть и навсегда. Посещая регулярно службы в соборе, слушая проповеди, не могли не заметить очень многое: и довольно неприглядные сравнения, которые он использует в своей речи, грубость владыки по отношению к бабушкам, которые хотели взять у него благословение; показателен случай, когда епископ прогнал молодую маму из-за того, что у неё расплакался ребёнок перед Причастием – плач ребенка помешал владыке молиться. Женщина в слезах выбежала из храма. Мужчина с ребенком, сопереживая ей, тоже заявил: «Мы больше сюда не придем!». И сердце болит у нас тоже. Заметьте, Патриарх говорит об укреплении приходов. У нас же произошло разрушение прихода. Настоятель переведен на другое место служения. Разрушена Воскресная учебно-воспитательная группа при соборе. Снят с должности староста. Разогнаны служащие свечной лавки, которые публично необоснованно обвинены в воровстве. Даже бабушки, следящие за подсвечниками, ушли в другие храмы. Они жили собором, они, можно сказать, срослись с ним... Они и говорить не могут, они просто плачут. Вас не волнуют их слёзы? Это жестоко. «Изменения в церковной жизни требуют планомерности» - отмечено в постановлении Священного Синода от 25 июля с.г. (журнал № 74). А тут сразу по приезду владыки Евстафия в Александров – резкие кадровые перестановки, разгон сотрудников храма, разрушение школы.
Да, храм, это, конечно, не приватизированная квартира, а Дом нашего Отца Небесного – наш второй дом, в котором мы – дети, Его чада! Да, бесспорно, владыка имеет право переделывать, переставлять кадры, кто оспаривает. НО!.. Как говорили древние греки, да и Отцы Церкви, не только ЧТО мы делаем, но и КАК! А в Церкви Христа – это ОЧЕНЬ немаловажно! Епископы, как правило, имеют свойство приходить и уходить, а прихожане и наши батюшки остаются...В чужой монастырь со своим уставом не лезут. Вы не внимательно читали О.Семёнову... Там было четко разграничено: все, кто приходил в храм вносил новое, оно приживалось, становилось органично.
О важности общин говорит и тот факт, что в древней Церкви епископа выбирала община. Вот так-то!
И не нужно говорить, что нам любого епископа пришли – и мы будем недовольны! Неправда! У нас есть с кем сравнивать. Мы любим мудрого, справедливого, корректного митрополита Евлогия, мы с любовью относились к архимандриту Сергию (Стурову) – одному из кандидатов на епископскую кафедру епархии. И любого спросить о нём – да, это батюшка! Бывший исполняющий обязанности секретаря Александровской епархии архимандрит Сергий (Стуров) служил в Кафедральном соборе несколько месяцев. И не было никаких скандалов. Мы видели его благоговейное отношение к службе, простое, внимательное отношение к прихожанам и к сотрудникам храма. Когда служил архимандрит Сергий, храм был полон народа – люди звонили, узнавали – будет ли отец Сергий – и приходили из других храмов. (С приходом епископа Евстафия, люди стали звонить в храм и узнавать – будет ли епископ – и не приходили).
Строительство храмов, кропление святой водой и Крестные ходы – это, конечно, хорошо ( Печально, что Вы для себя только с приходом владыки Евстафия открыли радость Крестных ходов), но главное – это всё же любовь к Богу и к людям. Православие – религия любви и радости, а не страха, доносов, необоснованных обвинений и сплетен.
Можно построить сотни колоколен, пройти тысячи километров Крестными ходами, при этом кропя святой водой всё на своём пути, золотить купола и иконостасы, а любить не научиться. Да, это – дар Божий, его надо просить... стремиться делами заслужить. Слепо смиряться под неправедными поступками и идти на «поводу» - это ложное смирение. Читайте у святых Отцов Церкви. Призывать с амвона к любви и тут же поступать жестоко со своими чадами, это о чем-то говорит... Нельзя идти «дорогою добра» по детским слезам и искалеченным судьбам! Воспитывают на примерах, а пример секретаря прот. Москаленко с воровством статьи – самое то для воспитанников новой воскресной школы, да еще и благодарность получил от московских гостей. Как же печально всё это. Делайте выводы.
А. Петровская, В. Печникова, Л. Резниченко, Андреева…
Всего 10 подписей

«Александровский голос труда» № 45, 12.11.2014.
Tags: полемика, свет и тени в Церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments