pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О неоднородности Тела Христова.

Что Церковь есть Тело Христово, для многих христиан звучит банальной или азбучной истиной. Настолько привычной, что над самим этим образом (аналогией, метафорой) обычно не задумываются. А ведь задуматься есть над чем, особенно, глядя на всю церковную историю со всеми её коллизиями, разногласиями или даже взаимными отлучениями.
Всем известны слова апостола Павла из 12-й главы 1-го послания Коринфянам, в частности:
А если бы все были один член, то где было бы тело?
Но теперь членов много, а тело одно.
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.
Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее,
и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения;
и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение,
дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге
.
Но ведь именно это самое и происходит всю христианскую историю, когда одна часть тела восстает на другую и фактически, явно или неявно, объявляет: "Вы нам не нужны"!

Кстати, христианское крещение - в одно тело или нет? Разумеется, да: "Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом" (1 Кор. 12, 13). И есть многовековая мудрость, несмотря на все видимые разделения, в том, что и католики, несмотря на отсутствие видимого и регулярного молитвенного общения с православными, признают крещение, совершенное в православной Церкви, и большинство православных, исключая ригористов-фундаменталистов, признают крещение, совершенное в католической Церкви (в древности ариан или полуариан не перекрещивали, тем более несториан или монофизитов). А если так, то логически следует признание того, что и ПЦ, и КЦ все-таки принадлежат одному и тому же телу. Да, напрямую не сообщаются между собой, но принадлежат, тем не менее и несмотря ни на что! Как бы кому ни хотелось утверждать обратное. То же самое относится и к т. наз. "нехалкидонским" Церквям, и к классическим протестантам. Каждый из этих членов может по-своему болеть, быть уязвимым какими-то временными искушениями (см. откровения ангелам семи поместным церквей в Апокалипсисе). В средневековье была сильно поражена католическая (западная) часть единого тела. Сейчас она находится в гораздо лучшем состоянии, безусловно, не идеальном, зато более поражена ныне немалая часть православного востока (или скорее севера), которая до сих пор повторяет "католические", так сказать, "зады" - и в богословии, и в церковно-практической действительности. И сейчас, быть может, болеет сильнее и продолжительнее других членов.

Если затронуть ту же близкую ко всем нам церковную среду, то здесь характерна следующая особенность: для большинства приходящих в храмы нужно именно "молоко, а не твёрдая пища" (Евр. 5, 12). Не христианская свобода, а четкие конкретные указания, "как правильно", что можно, что нельзя. Они мыслят на уровне Закона, который был, как известно, "детоводителем ко Христу" (Гал. 3, 24). И не только простые прихожане, но и священнослужители привычно рассуждают в этой же парадигме, так сказать, "детского сада". Аналогию с детским садом я беру у одной хорошей знакомой из нашей общей молитвенной группы, в данном случае развивая её мысли. Мы употребляем это выражение без всякого оттенка уничижения или превозношения! Просто, действительно, всему своё время, и для каждого свой этап, через которого невозможно просто перепрыгнуть. Беда только в том, что это состояние "детского сада" зачастую теми же многими служителями выдается чуть ли не за последнюю и законченную истину! И отсюда у немалого числа людей в дальнейшем наступает разочарование: приходилось слышать неоднократно от тех, кто ушел из православных приходов в католицизм или куда еще, что "я не развиваюсь", "здесь невозможно развитие". Проще всего, конечно, упрекнуть самих ушедших, что это исключительно их собственные проблемы. Но развитие, действительно, не всегда возможно, и во многом из-за дефицита общения; относительно легко в современной церковной среде в основном индивидуалистам.

А состояние детскости выражается часто как раз в том, что все церковные сообщества, непохожие в чем-то на свои собственные, уже заведомо ставятся под подозрение и отметаются. Дети на практике очень часто бывают нетерпимы и даже агрессивны к своим сверстникам, не похожим на них по поведению. Мне самому в детстве приходилось это испытывать... Гораздо легче мыслить и воспринимать согласных с тобой людей, чем разногласящих. Не сразу приходит понимание, что мы нужны друг другу даже в разности своей подчас больше, чем в единстве! Но именно в этой разности членов тело как раз и функционирует. Разумеется, подобное тянется к подобному. Тем христианам, которым легче быть, условно, в "ноге", взятой как сообщество, труднее будет прижиться, также условно, в "головном" отделе, и наоборот. А ведь есть еще и слабые члены, которые вообще на вид не показывают... И там тоже есть и будут свои люди. Важно это прочувствовать, понять и принять, не принимая, впрочем, то, о чем "стыдно и говорить" (Еф. 5, 12).
Tags: жизнь церковная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments