pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Дмитрий Вайсбурд. «Блаженны миротворцы».

(комментарий к одноименной повести)

http://www.proza.ru/texts/2007/07/05-27.html

Бог — Творец жизни и мира. И мир есть непременное условие сохранения и поддержания жизни. Апостол Павел в одном из своих посланий пишет о Христе: «Он есть мир наш» (Еф. 2, 14). Самыми первыми словами Воскресшего Христа при Его явлении апостолам были слова о мире: «Мир вам!» (Ин. 20, 19). А при Рождестве Спасителя ангелы возвещали: «Слава в вышних Богу, и на земле мир…» (Лк. 2, 14). Следовательно, миротворцы – те, кто подражает Самому Богу, кто уподобляется Ему в Его бездонной любви, которая немыслима без утверждения мира и его конечного воцарения.
Миссия Христа как Князя Мира (Ис. 9, 6) состояла в том, чтобы вернуть небу и земле потерянный через грехопадение мир. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Гос¬пода нашего Иисуса Христа» (Рим. 5, 1).
Но какой ценой это было осуществлено? Не иначе, как отданием собственной жизни за погрязшее в грехах и распрях человечество. То есть, миротворческое служение в «мире сем», во зле лежащем, означает постоянную готовность к принесению в жертву своего времени, сил, способностей, если не ценой всей своей жизни. Об этом – главная мысль повести Дмитрия Вайсбурда:
«Мир это жертва. И не 10 рублей бомжу на пиво, а жизнь нужно отдать, чтобы ее принести. Думаете, пугаю? Ничего подобного. Потому что именно об этом написано: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Матф.16:25).

Такое служение никак не возможно и не мыслимо без веры как главной его движущей силы. Без той веры, о которой говорится в Евангелии: «Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет, и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17, 20). Разумеется, вера Христова менее всего предполагает физическое переставление гор! Поскольку, в глубочайшем и таинственном смысле, гора – это любой человек, который по жизни оказывается нашим врагом, чье сердце невозможно сдвинуть простыми убеждениями или всевозможными доказательствами. Однако именно вера, действующая любовью, может воздействовать на неподвижные и окаменевшие человеческие сердца, творя чудеса куда значимее простого перемещения гор. Но это вовсе не означает, что в каждом случае верующему непременно будет сопутствовать успех на этом пути. Нет, – он идет то от победы к поражению, то от поражения к победе, и от одного поражения к другому бывает чаще, чем от одной победы к другой… Его видимое поражение может принести и наверняка принесет плоды победы в будущем, но необязательно при его собственной жизни! Чтобы сдвинуть горы человеческих страстей и предрассудков, требуется готовность постоянно идти на риск и душу свою полагать за друзей своих (Ин. 15, 13), ценой собственного благополучия, а иногда и всей своей жизни. И прежде всего, как говорит Илья Кац, главный герой повести, надо «верить, что это дело Божье, а значит, оно получится. А в остальном… стараться не делать глупостей. Кстати, самая большая глупость знаешь, какая? Не делать ничего».

И тематика данной повести («богословского романа», как назвал ее сам автор), и судьба её главного героя во многом перекликаются с идейной концепцией романа «Даниэль Штайн, переводчик» Людмилы Улицкой, при том, что данный богословский роман писался никак не под влиянием известной писательницы. Та же проблема еврейско-христианского диалога или арабо-израильского конфликта в узком плане и жертвенного служения примирения, миротворчества в более широком, которое одно лишь предохраняет от самоуничтожения весь мир, разрозненный, разделившийся и периодически разрывающийся и взрывающийся от накопившейся в нем боли и ненависти. И хотя за Даниэлем Штайном Улицкой стоит реальный прототип Даниэль Руфайзен с множеством исторических свидетельств и документов о нем, тогда как за Ильей, бывшим преподавателем йешивы, обратившимся в православие, уехавшим в Израиль в паломничество и внезапно принявшим решение там остаться, чтобы служить своему народу в новом качестве, нет конкретного лица и герой в целом вымышлен, тем не менее, его поступки и жизненная позиция вполне реальны, действенны и духовно достоверны. Герой, его раздумья, близкие друзья и все его жизненные ситуации и перипетии художественно вымышлены, но не выдуманы. Напротив, они куда более живы и реалистичны, нежели все имеющиеся в арсенале современных политиков привычные военные и дипломатические средства для умиротворения всевозможных религиозно-политических конфликтов, - будь то на земле Израильской или в Косово...

"…О мире очень много написано в Библии. Всякий, кто читает её с открытыми глазами, может убедиться, что мир это не просто отсутствие войны. Библейский ШАЛОМ это не PAX ROMANI, где никто не бунтует лишь потому, что не в силах противиться власти Рима. Это дар Божий, который Господь дает всем, кто реально к Нему обращается. Ведь когда мы приближаемся к Богу, мы тем самым приближаемся и друг к другу. Причем это касается всех, как бы кто Бога ни называл и как бы к Нему ни обращался. Наивно думать, что можно приблизиться к Богу, отогнав от Него других.»

«…Мир невозможен без жертвы. Чтобы был мир, нужно жертвовать тем, что ему мешает. А среди этого есть много такого, к чему мы привыкли, что любим и ценим. Кроме того, быть в мире с теми, кто в мире с вами, это легко. А с теми, кто нет? С врагами, с теми, кто причиняет вам зло, как быть с ними? Заповедь Христова говорит, что их надо любить. Но ведь это очень опасно. Враг ведь и убить может. Это ли не жертва?... За мир не борются. За него умирают."


Несомненно, многие известные фразы Христа из Нагорной проповеди зазвучат в душах читателей по-новому, с большей силой и свежестью по прочтении этого богословского романа.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments