pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

"Костюм артистический особый..."

Так было поименовано иерейское облачение после его сдачи в химчистку в Мадриде от православного Христорождественского прихода:

http://orthodoxspain.livejournal.com/16424.html

В этой связи мне вспомнилось, что я читал когда-то у Зои Масленниковой в ее книге об о. Александре Мене - ее наблюдения о параллелях между Церковью и театром. К великопостным покаянным размышлениям, на мой взгляд, это имеет самое непосредственное отношение.

"...Я рассказала о. Александру о двух искусительных и кощунственных мыслях, почему-то недавно пришедших в голову. Первая возникла в церкви. Я вдруг увидела разительное сходство храма с театром. В самом деле: алтарь — сцена, солея — авансцена, запрестольный образ — задник, иконостас — кулисы, ризница — костюмерная, клиросы — ложи, паникадила — люстры и т. д. Есть и актеры, и статисты, и зрители, и сценарий, и декорации, и реквизит.

О. Александр сначала отвечал, что так и есть, театр произошел от мистерий и не весь же опошлился, в силах нести важную духовную функцию.

На это я возражала, что разница вот в чем: для меня церковь была местом прорыва в истинную реальность, по сравнению с которой мир и моя жизнь в нем менее реальны.

Представление о театре, если его принять, производит инверсию, и я этого не хочу. Поэтому, как только пришла эта мысль, тут же стала придумывать такой храм, который не напоминал бы о театре.

О. Александр сказал, что на Западе дело к тому идет. Во многих огромных соборах пышные алтари оставлены, где-нибудь в углу, в сторонке, ставят стол, молящиеся стоят вокруг него, и на нем совершается Евхаристия, в которой все участвуют. У нас же народ любит старые пышные формы, и вообще изменения пока невозможны."


http://www.krotov.info/library/m/mas/lennikova_1d.htm

От себя добавил бы вот что...
Дело даже не во внешних изменениях в богослужебной жизни, хотя к определенной простоте не мешало бы отчасти возвратиться или, по крайней мере, помнить о ней как о не вполне достижимом идеале. В русской эмиграции в 20-е - 30-е годы служили в подвалах, барачных времянках, когда все эти пышные архиерейские церемонии сразу оказались ненужными и фальшивыми. Все дело прежде всего, однако, в наличии или отсутствии искренней молитвы. Увы, если молитва идет автоматически, формально, или все внимание сосредоточено не на Христе и "едином на потребу", а на внешних эффектах от пения, диаконских возглашений, архиерейских входов-выходов, то церковный приход неизбежно, так или иначе превращается в театр, даже при внешней относительной простоте в богослужении. Тогда священник или архиерей превращается в лицедея-ремесленника, а прихожане в статистов.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments