pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Митрополит Антоний. Из бесед по пастырстве

...Было время, когда Церковь (то есть сознание апостольское, сознание отцов) была больше этого мира. Мир был мал для Церкви, Церковь его держала в ладони. А постепенно - потому что Церковь обмирщилась, не потому что она стала святее - она стала мельчать, и теперь Церковь является один из очень небольших обществ среди огромного человеческого общества. Не потому что мы немногочисленны, это неважно, - Апостолов было всего двенадцать, и они охватывали своим видением и действием весь мир; а потому что мы стали мелки и близоруки. Под предлогом, что мы не хотим касаться греха, мы не касаемся порой самого святого и глубокого, что есть в человеке, на случай - вдруг в нем какая-то зараза. И не читаем того, что люди пишут, потому что они говорят не то, что мы сказали бы.
* * *

- Возможно ли спасение вне христианской религии?

Начну с конца. Один из больших духовников тридцатых годов, который умер в Париже, отец Александр Ельчанинов, говорил, что нет такой человеческой души, сколько бы ни блуждавшей на земле, которая, встретив лицом к лицу Христа, не падет к Его ногам и не скажет: "Тебя, Господи, я всю земную жизнь только и искала".
Если говорить об истине, о вере, о пути, - нет другой Истины, которая была бы полнотой, нет другого Пути, нет другой Жизни, как Христос, и нет другой Двери, как Христос. Но не все так просто, как кажется. Потому что когда мы говорим, что Христос есть Истина, оказывается, что Истина - это Некто, это Живое Лицо, а не система предложений. И в этом громадная разница. Есть много людей, которые не могут понять то, что мы говорим о Христе и о Боге; еще больше людей могли бы понять, но, глядя на нас, думают: "Если это - все, что Бог может сделать из Своих друзей, то, простите, не стоит с Ним и дружиться; и без Него люди бывают лучше".
Так что тут два элемента. Первый - что Священное Писание не понятно всем непосредственно, за ним есть очень сложное и богатое культурное прошлое: его выражения, слова, методика изъяснения вещей. Когда мы проповедуем, мы должны бы быть теми, кто на новом языке говорит вечные истины. К сожалению, как я раньше говорил по поводу проповеди, мы говорим на языке, который, в зависимости от степени, в какой нас хотят обругать, называют поповским, птичьим, семинарским, писарским, каким хотите, только не человеческим. Очень многие проповеди надо уметь слушать. Начинается русская фраза, а потом проповедник поехал какой-то цитатой на славянском языке, как будто он по-русски сказать не может. Ему кажется, что в этом есть какая-то красота, а слушатель не понял; кто виноват? Едва ли тот, кто слушал.
Так что на нас лежит очень тяжелая ответственность. А уж когда люди смотрят на то, как мы живем... Когда мы говорим: "Христиане не лгут, христиане трезвы, христиане чисты, христиане то и се", - люди пожимают плечами и отвечают: "Может быть, христиане таковы, но в таком случае вы не христиане! А если вы христиане, то ваши слова - просто сказки для детей". Я помню безбожника, который прочел Евангелие и потом мне сказал (простите за выражение, я его слова повторю): "Ну и сволочи же вы, христиане! У вас такая книга, а что вы из нее сделали?!" После этого в какой мере можем мы сказать, что вся ответственность и вина за то, что люди не веруют или уходят в иные религии, избирают какие-нибудь философские или мистические учения, - на них? Встреть они Христа, они, может быть, пошли бы за Ним, как никто из нас не идет. Но, к сожалению, они встретили меня, тебя, его или нас; а за нами идти - нет, спасибо! (...)

Возьмите Послание апостола Павла к римлянам. Он говорит, что язычники творят правду, потому что закон написан у них в сердце и они будут судиться по этому закону, как евреи будут судиться по данному им закону, как мы будем судиться по данной нам благодати. И неизвестно еще, кто станет перед Богом и окажется прав: тот ли, кто жил по правде до предела своих возможностей при малом знании, или тот, кто, обладая всем, чем можно обладать, живет небрежно и является соблазном.
* * *

...Стать священником - это не честь и не преимущество, это служение. То есть ты делаешься слугой, а не начальником или главой. Христос об этом ясно говорит: если хотите быть первым, будьте всем слугой... Я среди вас, как служащий... Поэтому если человек хочет уподобиться Христу в его служении, то должен действительно считать, что он на дне, и будет делать - если можно так сказать - всю грязную работу, он будет не в чести, он будет заботиться о грехах, о несчастьях, о бедноте, о горе и т.д., и на этом уровне служить.
Это относится в значительной мере не только к священнику, но и к епископу. У нас в течение столетий получился сдвиг. Епископ и священник заняли высокое положение в иерархии, тогда как на самом деле, как отец Софроний мне раз сказал, Церковь - это пирамида вверх дном, то есть тот, кто является епископом или священником, на самом низу должен быть, на нем как бы строится Церковь. И мы в какой-то мере потеряли это сознание народа Божия, то есть мирян как людей не священного сана, а как тела Христова. У апостола Петра сказано: вы - царственное священство, народ избранный... А на что избранный? Мы избраны не потому, что мы такие замечательные, а потому что мы Ему поверили, а Он нам доверил спасение мира. Он нас посылает в мир с вестью о спасении, а это посланничество совершается иногда большой ценой. Мученики - не только те люди, которые физически были распяты и сожжены или обезглавлены, но и те, которые забыли совершенно о себе ради того только, чтобы помнить о других. Это очень важный момент - что миряне являются священством, то есть людьми, которые посланы в мир его освящать. А определение "царственное" священство, мне кажется, объясняется тем, что говорит святой Василий Великий: всякий может управлять, но только царь может умереть за свой народ.

(Из книги: Пастырство (2005 г.))
Tags: богослужение, высокое богословие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments