pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Зинаида Миркина: " Я не хочу, чтобы в Москве был майдан"

Теперь ясно, насколько она права!.. Это фактически серьёзное возражение Ольге Седаковой на её статью "Российское общество при свете Майдана".

процитирую отрывок из её рассуждений:

""В человеческой истории революций было множество. Только вот той единственной еще не было, хотя всякая революция полна энтузиазма и считает себя самой справедливой. С такого восторга начиналась и наша революция, "великая Октябрьская", как больше 70 лет ее величали. Затем произошло то, что произошло. Но вот сегодня наша либеральная общественность, забыв уроки Октября 1917-го, поддерживает украинскую революцию, сочувствует, конечно, жертвам майдана, но все равно видит в майдане тот "свет", который в постсоветской тьме светит, и тьма не объяла его.

Но если майдан - свет, почему же Октябрь - только тьма? Помните книгу Дж. Рида "Десять дней, которые потрясли мир"? В свое время международная общественность рукоплескала нашей "великой Октябрьской" так же восхищенно, как сегодня многие рукоплещут майдану. Да, мир лежит во зле, и человечеству, конечно, хочется установить справедливость, но это никак не получается, если духовно само человечество к справедливости и свободе не готово.

В общем, если мы сейчас хорошо знаем, что Октябрь был не светом, а ужасом (именно об этом предупреждали "веховцы", их было всего семеро и никто не хотел их слышать), то надо же наконец понять, что майдан той же природы, что был наш Октябрь, и миллион протестующих против очевидного зла был и там, и там. Но это, увы, еще не означает, что общество, народ дозрели до той единственной спасительной революции.

Свобода обернулась своеволием

Хочу вспомнить сейчас один из самых значительных моментов нашей новой истории - август 1991-го. Это был, можно сказать, наш звездный час. Люди вышли на защиту свободы и собственного достоинства. Здесь у Белого дома были представители самых разных республик Советского Союза и Российской Федерации. И чеченцы были совершенно солидарны с русскими. У Белого дома в августе 91-го был даже Дудаев. Мы тогда победили, все вместе. Почти без крови. Чисто. Достойно. Мы ликовали.

Победили? Но ведь ГКЧП обошло нас с тыла.

Беда в том, что мы не знали, что делать со своей свободой. Народ не дорос до нее. Правители были беспомощными. Борьба за свободу и достоинство может быть успешной только тогда, когда народ и правительство хорошо понимают, что свобода - это еще и великая ответственность.

Произошло чудо - свобода слова. Всё, за что сажали, открыто печатают. Но вскоре стало ясно, что это почти ничего не меняет. Говорите сколько угодно - вас не слушают.

Свобода обернулась полным своеволием. Как сказал С. Аверинцев: "нам дали свободу говорить, ворам - воровать, убийцам - убивать".

Горбачева стали бить все радикалы. Помню, после одного такого побоища (на какой-то конференции) в "Вестях" телеведущий В. Флярковский был единственным человеком, заступившимся за Михаила Сергеевича: "Кто такой Горбачев? - спросил он и сам ответил. - Одинокий человек, который развязал нам рты и мы тут же потребовали, чтобы он развязал нам руки и этими руками стали бить друг друга и в первую очередь его, Горбачева". Радикальнее! Смелее! - вот чего требовали от Горбачева.

А были ли сами наши любимые демократы подготовлены к такому радикализму? Честный и благородный Гайдар стал и.о. премьера. Однако реформы его провалились и позднее он признавался, что рынок без моральных норм это кошмар. А когда Г. Померанц говорил, что школа сейчас важнее экономики, над ним смеялись, совершенно не принимая всерьез. Между тем школа и есть та подготовка душ к истинным свободе и достоинству, без которых всякая революция переходит в кровавый кошмар.

СССР был обречен

Собираюсь говорить о майдане, а сама все время возвращаюсь к России. Почему? Да, потому что не миновать этого: слишком связана Украина с Россией. Слишком долго у нас была общая история. И в советской империи украинцы играли ничуть не меньшую роль, чем русские. Откуда пошло словечко "вертухай"? От украинского "не вертухайся" - команда украинцев-надзирателей зекам. А сколько украинцев было в ЦК КПСС, в Политбюро?

Голодомор на Украине? Да, величайшее преступление Сталина. Но был голодомор и в Поволжье, и в Казахстане. А весь ГУЛАГ разве не равно касался всего СССР? "Нет для нас ни черных, ни цветных", всех - к ногтю.

Что СССР должен был распасться, Померанц знал давно. Узнал в лагере. Настроения эстонцев, латышей, литовцев и украинских бандеровцев там были видны отчетливо. (Кстати, зверства бандеровцев в лагере - тема особая. Об этом Гриша и его товарищи не могли говорить без содрогания). Как бы то ни было, о дружбе народов не могло быть и речи.

Я не специалист в политике - не политик и не историк. Но то, что меня волнует больше всего, то, о чем пишу и неотрывно думаю - это духовное состояние человека и мира. И знаю, что одна из самых страшных духовных болезней человечества - это национализм. Конечно, бывают и умеренные, не смертельные формы этой болезни. Не агрессивный национализм часто считают даже здоровьем нации, и все-таки я знаю, что от национализма до нацизма не такое далекое расстояние. Пропасти тут нет.

"Нет во Христе ни эллина, ни иудея". Эти слова апостола Павла должны бы быть высечены в сердцах верующих, как на каменных скрижалях. Нет этого - нет и веры. Настоящая культура, как и настоящая свобода, невозможна без Бога. Душа может быть свободной тогда, когда в ней свободен Бог. "Не то, чего я хочу, а то, чего хочешь Ты". Это великое "Ты" - та единая Глубина, которая есть равно во всех, только до нее надо суметь добраться. И настоящая культура есть не что иное, как стремление попасть на эту Глубину, которая и есть наша общая Родина.
Читать полностью...
Tags: жизнь, история, люди, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments