pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Об одном разногласии в ранней Церкви.

Календарное чтение сегодняшнего дня в православных церквях – Деяния, 15: 5-34. О первом Апостольском соборе в Иерусалиме, по одним данным 49 г., по другим 51 г. по Р.Х. Возникший к тому времени спор, разрешенный на этом соборе, состоял в следующем: как принимать в общество Господне обращенных из язычников-эллинов? Должны ли они соблюдать все предписания Торы, которых насчитывалось в общей сложности 613, должны ли подвергаться обрезанию, соблюдать устную Тору, кроме письменной, или нет? Другими словами, чтобы принять Христа как обещанного Израилю Машиаха, должны ли они становиться сперва иудеями, чтобы стать христианами и войти в Церковь Христову? Ответ на соборе был однозначный: не должны. Но скоро только слова на бумаге пишутся или на соборах произносятся, а в реальности было всё крайне непросто. Почему? Для этого стоит сравнить то, что нам известно об этом первом соборе, с тем, как проходили последующие церковные соборы, скажем, вселенские, и какие проблемы обсуждались на тех соборах многие века спустя.

На первом вселенском соборе 325 г., к примеру, были тринитарные споры, при которых обсуждалось, в частности, единосущен ли Бог-Сын Отцу или находится в каком-то другом положении или состоянии. Но слово «единосущный» - не библейское, и вполне понятно, почему многие на первом соборе предпочитали его избегать. Несмотря на решение первого собора, споры по всей Церкви затянулись на десятки лет, то есть, на гораздо больший промежуток времени, нежели по поводу вопроса об обрезании на Иерусалимском соборе! Аналогичная ситуация была позже, когда обсуждался вопрос о соотношении божественной и человеческой природы во Христе. Тут тоже нет никаких прямых указаний в Писании (в частности, в уже к тому времени сформировавшемся новозаветном каноне)! Если бы они были, то не было бы самой почвы для споров. Две ли природы во Христе или же «одна природа Бога-Слова воплощенная» (μία φύσις Θεοῦ Λόγου σεσαρκωμένη): по-разному можно было сделать акценты, по-разному раскрыть один и тот же вопрос на основании одного и того же Писания. Не говоря уже о дальнейших спорах об иконопочитании, затянувшихся на сто с лишнем лет: ни в Писании, ни в практике ранней Церкви нельзя найти никаких свидетельств о регулярном и повсеместном поклонении образам Христа или Богоматери с лобызанием их!

Но то ли дело с обрезанием?.. Об этой процедуре прописано в разных местах Писания, причем неоднократно, чётко и весьма даже категорично! В 51 году никакого «Нового Завета», превосходящего по своей значимости прежнюю Тору, не существовало. А в Торе можно найти такие, например, слова от лица Господа: «Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» .(Быт. 17, 13-14). Вот и настаивали те иудействующие христиане перед первым в истории Церкви собором: «если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Деян. 15, 1).

Ответ на такую позицию на том соборе держал апостол Пётр, которому ещё раньше (Деян. 10) было откровение при встрече с Корнилием, римским центурионом:
«По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они (Деян. 15, 7-11). Для многовековой израильской веры, сложившейся к тому времени насчет обрезания, - просто неслыханное, революционное заявление! И в результате принимается постановление: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (15, 28-29). Вполне себе компромиссное постановление, кстати. Основанное на т. наз. Ноевых заповедях (Быт. 9, 4-6) и предполагающее, чтобы христиане из язычников не причиняли никаких беспокойств христианам из иудеев (а само по себе идоложертвенное, как потом напишет апостол Павел, не значит ничего, поскольку идолы сами по себе ничто, но чтобы ближний не соблазнялся, за которого Христос умер – 1 Кор. 10, 27-32).

Впоследствии на этот же собор сошлётся апостол Павел в послании к Галатам, затрагивая ту же злободневную тему соотношения Закона и благодати:
«Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался. Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться, а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас» (Гал. 2, 1-5). См. выше речь апостола Петра на соборе! Но вот, позднее…

«Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» (2, 11-14).

Очень важный момент. Из церковной практики всех времен и эпох, начиная с данного эпизода, видно, что самые верные слова, провозглашаемые на соборах, впоследствии могут терять свою силу и значимость, а могут просто и не исполняться. В зависимости от политической и прочей конъюнктуры. Не случайно всю христианскую историю ведутся споры о первоверховном апостоле Петре и его роли в апостольской общине. Кто он – действительно «камень веры» или же по-своему колеблющийся человек как таковой? И что или кто подразумевается под этим «камнем»? Богословских доводов «за» и «против» предостаточно, полемика по этому поводу, длившаяся не одну сотню лет, ни к чему не привела. Во всяком случае, из истории ясно, что церковь как земное сообщество тех, кто жаждет приобщиться вечной жизни, воды живой Христовых слов, «тихого ветра» Духа Святого, сама по себе не является вместилищем готовой и окончательной истины для всех времён и обстоятельств. Она только тогда являет миру истину, когда её члены живут в соответствии с откровением Бога. «Всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18, 37). Церковь как Тело Христа причастна Истине, но то, что внутри неё говорят и как поступают разные люди, независимо от их количества и иерархического положения, не всегда может этой Истине соответствовать. Новозаветная Церковь, как и ветхозаветный Израиль, - всегда в становлении, в пути, в странствии. И будь здесь очередная булла папы Римского или же постановление какого-то собора, - ни в том, ни в другом случае это не может быть гарантией окончательной для всех времён истины. Такие гении, как апостол Павел, могущие публично и со властью, данной им свыше, противостать каким-то уклонениям от истины Христа, встречаются не чаще, чем раз в 1000-летие. Но чаще всего «линия церкви», в земном её аспекте, мало чем может отличаться от какой-нибудь «линии партии», в особенности, если в саму церковную жизнь проникли нравы мира сего.

И еще один замечательный момент, касающийся того первого собора. Апостол Иаков, председательствовавший на нём, в подтверждении вырабатывавшейся тогда соборной позиции цитирует слова пророка Амоса (9, 11-12):
«Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано: Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие (Деян. 15, 14-17).

Но сами слова пророка, если следовать масоретскому тексту, звучат совершенно иначе. Цитирую по новому русскому переводу РБО:
«Тогда Я восстановлю упавший шалаш Давида, заделаю бреши в стене, разрушенное воссоздам, отстрою, как в дни былые, наделю Свой народ землёй, отобрав её у остатков Эдома и прочих иноплеменников: они все Мне подвластны, - говорит Господь».

Ясно, что апостол Иаков цитирует пророка Амоса по Септуагинте, популярному тогда греческому переводу Писания. Эта версия Ветхого Завета прочно вошла в церковное предание и на Западе, и на Востоке. В то же время и там, и здесь давно уже широко употребляется и масоретский текст ВЗ. В каком случае отдавать предпочтение той или другой версии? Здесь, допустим, ясно (для христиан, по крайней мере). А в других моментах?..

И мы стоим перед следующей проблемой: подавляющее большинство духовных ценностей в нашей жизни нельзя абсолютизировать, хотя иногда очень многим этого хочется. Абсолютен Бог, но Он невидим. Всё видимое (церкви, тексты, люди) – ценно и перед Богом, и перед самими людьми, и эту ценность важно сознавать. Но когда происходит абсолютизация этих ценностей на групповом уровне и директивными методами, то неизбежны разногласия и конфликты, поскольку взгляд каждого из нас заведомо относителен сам по себе. Абсолютна в этом плане может быть только любовь Христа. Которая, по словам ап. Павла, «никогда не перестаёт», притом, что «и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13, 8).
Tags: библия, богослужение, история, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments