pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

«Утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам…»

Эти слова Иисуса в адрес Отца Небесного (Мф. 11, 25) как нельзя лучше подходят к эпизоду с самарянкой (Ин. 4, 5-42). Кому Господь вообще открывается? Прежде всего тем, кому хочет, и кому Иисус хочет открыть Отца (Мф. 11, 27). Общее место как Ветхого Завета, так и многочисленных аскетических наставлений уже новозаветной эпохи: нельзя приблизиться к Богу, познать Его, не очистившись от страстей. «Грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает…». Опасно плавать будучи одетым, опасно и обуреваемому страстями исследовать тайны Божества, как говорится в Лествице. Но Иисус часто переворачивает общеизвестные истины с ног на голову. Кто эта самарянка, с которой Он ведёт возвышенную богословскую беседу?
В глазах благочестивого набожного православного иудея того времени она 1) еретичка, не знающая, кому кланяется, - с таковыми просто возбраняется общаться; 2) женщина, к которой в патриархальном обществе известно, как относились; притом сельская, необразованная, которая даже если бы была израильтянка, то всё равно – невежда, «ам гаарец»; 3) вдобавок еще и блудница, имевшая пять мужей, а ныне просто так связавшаяся с каким-то шестым… Максимум до трёх раз в то время в Израиле допускался повторный брак.

И именно этой совсем не книжной самарянке Иисус говорит то, что остаётся до сих пор наиболее возвышенными словами о Боге! «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 23-24). Наконец, открывает Себя этой женщине как обещанного Мессию. Обещает ей воду, от которой кто будет пить, «тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (4, 14). Не просто «текущей», но – «бьющей ключом» или «скачущей», как переведено на славянский слово αλλομένου. Самарянка была простой и вполне себе страстной, неочищенной женщиной, не утруждавшей себя ни постом, ни молитвой. Но почему Иисус заговорил именно с ней о таких важных, высоких и вечных вещах? Скорее всего, видя её простоту и открытость, которая способствует готовности принять и усвоить Слово жизни, лукаво не мудрствуя. Почему книжник, богослов, монах, священнослужитель всегда, во все эпохи мог быть подвержен большему риску быть подвергнутым той опасности, о которой говорится в Лествице и других аскетических поучениях? Да хотя бы потому, что разные дела, труды, усилия в молитве и учебе, сами по себе, бесспорно, неплохие, могут ввести человека в самодовольство, в состояние некой самодостаточности. Имя Бога вроде и не сходит с языка такого благочестивца, но он скорее любит себя на фоне Бога, а не Бога как такового. Много уже потрудился, постарался, написал, других наставил…

И еще один штрих современной картины. Приходит в православный храм какая-нибудь современная «самарянка», совсем, кстати, не имевшая до того пять мужей, но живущая с каким-то одним, как сама признаётся, «в гражданском браке». Ревнующий о чистоте жизни православный батюшка строго осадит таковую и чаще всего скажет: «Идите, я пока вас исповедовать не могу». А ведь чаще всего женщина и рада заключить брак, вот только мужская сторона, как правило, тянет. А Господь, как известно, целует и намерения!

Господи Иисусе! Оживотвори всех нас водой Духа Твоего, - пастырей, склонных пасти себя самих; первосвященников, одевающихся в пышные одежды и любящих торжественные и многолюдные богослужения; богословов-книжников, за разными деревьями догматических премудростей подчас теряющих способность обозревать живой лес христианской веры в её целостности; охранителей-законников, для которых традиция, «вера отцов» стала примерно такой же ценностью, как «предание старцев» для враждовавших с Иисусом фарисеев и книжников (Мк. 7, 5). Дай нам хоть немного от твоей «воды живой» или, точнее, воды живущей (ζῶν), животворящей, и пусть она если не станет бить ключом из чрева, так хотя бы будет течь небольшой струйкой, по нашей всеобщей немощи…
Tags: богослужение, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments