pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

«Должно вам родиться свыше…»

В известной беседе Иисуса с Никодимом (читалась сегодня на пасхальной литургии в православных церквях) эти слова обычно понимаются как-то довольно упрощенно, в том плане, что рождение свыше приравнивается исключительно ко крещению: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Разумеется, эти строки Евангелия писались тогда, когда водное крещение во Христа Иисуса или Святой Троицы (Мф. 28, 19 - единой крещальной формулы, скорее всего, не существовало) было уже широко распространено. Из сегодняшнего же чтения Деяний: «Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (2, 38). Но с тех апостольских времен слишком много воды утекло… С тех пор, как христианство превратилось в институционализированную религию (или, по выражению Н. Бердяева, «социоморфную»), рождение свыше или новое рождение в Духе, особенно если крещение совершено в младенчестве, никак не может всегда и безусловно быть связано с крещением.

Это не значит, что я здесь возражаю против детского (младенческого) крещения. Впрочем, перефразируя слова Никодима, можно с неменьшим успехом и с той же долей иронии задать вопрос: «Неужели младенец может ещё раз войти в утробу матери своей и родиться» (см. Ин. 3, 4)? Важно понять, что истоки младенческого крещения – чисто исторические, психологические и обусловленные менталитетом значительной группы христиан, проживавшей в Римской империи, особенно в её западной части. Именно от Киприана Карфагенского, а потом и бл. Августина исходил взгляд, что младенец, не очищенный в таинстве крещения, то есть не омытый от прародительской «вины Адама», спастись не может. На ранне-византийском востоке в это же самое время подобными страхами не задавались (хотя детская смертность в то время была, очевидно, существенно выше, чем сейчас). Известные святые, вселенские учителя Церкви были воспитаны в христианских по существу семьях, но крещение принимали в сознательном взрослом возрасте.

Но в любом случае, совершено ли крещение в зрелых годах, в отроческих ли или младенческих, само водное крещение в современных условиях можно рассматривать скорее лишь как начальную инициацию. Она может быть в некоторых случаях приравнена к рождению свыше или заново, безусловно. Но может быть и совсем далека от этого. Крещеным младенцам лишь предстоит в будущем родиться свыше, они – «званые», которых, как мы знаем из Евангелия, всегда много. Но это касается и подавляющего большинства взрослых!

И это рождение происходит всю оставшуюся жизнь. Причем – в муках, в скорбях, зачастую в сомнениях! Кто не испытывает никаких скорбей, болей и проблем после крещения, кто не задаётся никакими вопросами о Боге, о Церкви, о Писании, кто не начал искать Христа лично, ограничиваясь лишь обыденным «метро/авто-работа-дом», как можно говорить, что тот родился заново в крещении, даже если оно было совершено в сознательном возрасте, включая предварительную подготовку, катехизацию?

Образ этих мук рождения, кстати, довольно трогательный в Евангелии. «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16, 21). В другом месте и в другой беседе с учениками Иисус предупреждает: «ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это -- начало болезней» (Мф. 24, 8). «Болезней» - неточное слово Синодального перевода; по крайней мере в греческом тексте это – «начало мук рождения», начало «родовых мук» (в более поздних русских переводах так и читается). Не только каждый христианин, но Церковь в целом не может избежать этих же мук рождения, как не избегнет их человечество в целом на исходе земной истории, прежде чем вступит в качественно новое и преображённое состояние. И только «претерпевший до конца» во время этих мук - спасётся! Но это необязательно должны быть какие-то внешние муки, пусть даже «блаженны изгнанные за правду» или «блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». Дух Святой попускает прежде всего внутренние скорби для каждого, кто стремится к рождению в Боге, к облечению во Христа (см. Гал. 3, 27). Но и радость тот же Дух даёт в изобилии! «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14, 27) – и совершенно точно то же можно сказать и о радости, в том числе радости пасхальной. А кто не может её здесь и сейчас испытывать – значит, см. выше (у кого-то настал период обострения внутренних «родовых схваток»). Всему своё время для каждого; оно может и не всегда совпадать с тем временем, в котором живёт церковное сообщество в целом…
Tags: библия, богослужение, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments