pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Кого Христос вывел из ада, сойдя в него?..

Обнаружил любопытную заметку на Богослове.ру еще от осени прошлого года (с подачи a_marko), свящ. Сергия Пометнева, весьма в тему текущих пасхальных дней.
"В творениях святых отцов мы не находим единого мнения относительно некоторых аспектов учения Православной Церкви. Одним из таких неоднозначных догматических вопросов является вопрос о состоянии ада после посещения его Спасителем..."
Автор ссылается на прот. Олега Давыденкова, преподавателя ПСТГУ и автора современного учебника по догматическому богословию:
«Кого вывел Иисус Христос из ада? В Пространном Катихизисе сказано, что освобождены были "с верою ожидавшие Его пришествия". Формулировка недостаточно четкая, мы не можем с точностью сказать, были ли выведены из ада только ветхозаветные праведники или праведники всех племен и народов. Указание Свщ. Писания, что Господь, сойдя во ад, проповедовал, свидетельствует в пользу того, что Он вывел не только праведников Ветхого Завета, но и всех вообще праведников, потому что в противном случае проповедь была бы излишней. В церковных песнопениях даже говорится, что "ад опустел". В конечном счете мы не знаем, все ли находившиеся в аду последовали за Господом и для всех ли в силу их нравственного состояния это было возможно. Во всяком случае значительное число содержимых во аде было освобождено, и нет достаточных оснований утверждать, что это были только ветхозаветные праведники»

На примере притчи о богаче и Лазаре автор также пытается проанализировать, почему богач не просит вывести себя самого из ада:
"...что или кто удерживает его там? Врата сокрушены, запоры сломаны, стража разбежалась. Предположим, что это пропасть, о которой говорит Авраам, но тогда нелогичной становится просьба богача о послании Лазаря в ад. Да и ответ Авраама богачу: «и над всеми сими между нами и вами пропасть велика утвердися», дают нам право утверждать, что последний не видел этой самой разделяющей, непроходимой пропасти".
Автор анализирует состояние ада и рая не в свете ветхозаветном, как это могло представляться слушателям Иисуса, а именно в последующей перспективе сошествия Христа в ад и Воскресения Христова. Конечно, притча есть всего лишь иносказание, но не подробное описание устройства загробного мира и состояния душ умерших в нем, поэтому пунктуальное текстологическое исследование евангельских фраз здесь не всегда видится уместным. Но, тем не менее, многие соображения автора кажутся интересными (хотя с некоторыми можно и поспорить). Например:

"Конечно, богачу очень хочется вкусить хоть каплю райских наслаждений, тем более что он имеет возможность видеть, как ими в полной мере наслаждается презираемый им при жизни Лазарь.
Но подумаем, что означает для богача переступить черту, отделяющую мрак ада от света райского сада. А это значит, что тот, кто всю жизнь ходил в порфире и виссоне, должен предстать пред праведниками в нищенских лохмотьях (ср. Откр.3:17-18)[11]. Это значит, что тот, кто привык предвозлежать на пиршествах и предсидеть на сонмищах, теперь должен, понурив в покаянии голову, войти на брак и сесть на последнем месте (ср. Мф.19:30)[12] или, что еще для богача хуже, сесть у ног некогда нищего и презираемого им, а ныне возлежащего в «первых одежах» на лоне Авраама Лазаря (ср. Лк. 4: 11)[13]. Может ли позволить это богачу его гордость? Ответ один – нет."
Полностью здесь:
http://www.bogoslov.ru/text/3592104.html#_ftn7

Впрочем, один из вполне уместных комментариев автор оставил без ответа, хотя на многие другие отвечал.
Это комментарий читателя Игоря Лысенко из Харькова:

"1. Ситуация.
Богобоязненные родители на протяжении своей жизни старались воспитывать своего
ребёнка в «наставлении Господнем» (Эфесянам 6:4), однако он впоследствии принял
сознательное решение не жить по нормам Бога и грешить (не такая уж редкая и
далеко не гипотетическая ситуация). Могут ли эти люди, получив Божье одобрение
и награду вечной жизни, быть счастливыми, зная, что их ребёнок будет вечно и
сознательно мучиться в аду?

2. Адам и Ева, безусловно, сознательно
ослушались Бога и, следовательно, лишились возможности жить вечно, понеся
заслуженное наказание. Но какое? Почему Бог не предупредил Адама, что если он
согрешит, то будет испытывать вечные мучения в аду? Почему ему было только
сказано, что он умрет и возвратится в прах? Было ли бы справедливо осудить
Адама из-за непослушания на вечное мучение без всякого предупреждения?!

3. Если представление об аде и вечных
мучениях грешников в нём истинные, то почему тогда те, кто придерживается таких взглядов, буквально
не тормошат людей, предупреждая их о том, с чем им предстоит столкнуться в
будущем, если они не обратятся к Богу? Было ли бы это проявлением любви к ближнему – знать о том, что людям
грозят вечные мучения, и не предупреждать их об этом, прикладывая для этого все
свои силы и используя для этого все свои возможности?

4. Если ад с вечными мучениями существует, то с каких пор он существует? Когда
он возник: до появления людей или после? Каким бы ни был ответ на этот вопрос, так
или иначе это подразумевает то, что Бог по причине Своего всеведения предусматривал создание ада для тех, кто
не захочет его слушаться, зная, что кто-то там обязательно вечно будет мучиться
(ведь очень трудно предположить, что Бог не мог предвидеть, что будут те, кто
сознательно будет отвергать Его законы). Не напоминает ли это ситуацию, когда отец ещё до рождения ребёнка готовит ремень, что применить его, так сказать, по назначению, зная, что когда-то может возникнуть ситуация, когда ребёнок проявит непослушание? Правда, эта аналогия не до конца полная, т.к. в случае с реальными родителями процесс наказания ремнём ограничен временными рамками (ну, допустим, несколькими секундами), а в случае с Богом, предусмотревшим существование ада, этот процесс бесконечен.

Ну и,
наконец, укажу на точку зрения некоторых православных священнослужителей по
поводу этого вопроса.

Так, А. Мень в своей книге “Сын человеческий” (М.: Изд. «Правда»,
1991, с. 72) пишет: «Весь Новый Завет
свидетельствует против той мысли, будто Геенна – некая непреходящая реальность,
противоположная Царству. Она есть
“смерть вторая”, небытие, уход в ничто».

Авторы издания Жив Бог. Православный катехизис. Пер. с франц. прот. Георгия Сидоренко
под ред. Прот. Кирилла Фотиева, 1990 на с. 426 пишут: «Скажем прямо: идея вечного ада и вечных
мучений для одних, вечного блаженства для других – безразличного к страданию
других, не может больше в живом и обновлённом христианском сознании оставаться
таковой, как её некогда изображали наши катехизисы и наши официальные учебники
богословия. Это устаревшее понимание, пытающееся опираться на евангельские
тексты, трактует их буквально грубовато, материально, не вникая в их духовный
смысл, скрытый в образах и символах. Это понятие представляется всё больше и
больше нетерпимым насилием над совестью, мыслью и верой христианина … Давно
пора покончить со всеми этими чудовищными утверждениями прошедших веков,
которые творят из нашего Бога то, что Он не есть: “внешнего” Бога, который лишь
“аллегория” земных царей и ничего больше. Педагогика устрашения и ужаса больше
не эффективна. Наоборот, она загораживает вход в Церковь многим из тех, кто
ищет Бога любви».

Интересно отметить в этой связи,
что протоирей С. Булгаков в своей книге
«Свет невечерний» называет учение о вечных мучениях в аду “уголовно-исправительным кодексом теологии”.
Tags: библия, высокое богословие, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments