pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Тревожно!..

Понравились рассуждения, которые пишет знакомый по еще первому кураевскому форуму А. Зеличенко:

Патриотический угар

""Ситуация на Украине по-настоящему сложная – ее не опишешь ни одной, ни двумя фразами.

В самом деле, здесь схлестнулись интересы России и Запада. В самом деле, Запад заинтересован в дезинтеграции того культурного единства, которое можно назвать «русским миром». Это правда. Но это только малая часть правды.

Другая часть правды – не радикалы-националисты, а фактически весь украинский народ поднялся против режима Януковича, узурпировавшего власть на Украине, грабившего Украину и мешавшего нормальному развитию Украины. И смели эту власть не ультраправые националисты, а весь народ. В этом смысле говорить о перевороте не приходится – перед нами революция чистой воды. Но и это далеко не вся правда.

Следующая часть правды – хотя смел Януковича весь народ, но плодами победы воспользовалась только небольшая его часть, и прежде всего, как раз националисты-радикалы. Де-факто власть Майдана – это их власть.

Следующая часть – на Украине очень много хороших людей, чуждых национализму и желающих стране добра, но люди эти сегодня не организованы и потому сегодня политическую силу из себя не представляют. И в результате единственной политической силой на Украине после падения жуликов-регионалов оказались националисты.

Следующий кусочек правды – на Украине сепаратистские настроения очень слабы. Во всяком случае – сегодня. Даже в Крыму. И в этом смысле правителям России в их геополитических играх опереться внутри Украины не на кого. Что и как будет или было бы дальше, неизвестно, но сегодня России на Украине защищать некого (кроме Януковича, который уже не на Украине) и никто на Украине российскому вмешательству не рад.

Я бы мог продолжить, но достаточно и сказанного, чтобы понять: в такой разнородной, разнознаковой правде средний человек разобраться не может. Он выхватывает из нее то, что ему по вкусу, и считает свой кусочек всей правдой. Вы легко можете видеть это по комментариям к этой или к другой похожей статье. Конечно, пропаганда помогает ему выбрать кусочек для себя, но в конечном итоге выбирает-то сам человек.

И вот здесь мы подходим к самому интересному – а что выбирает из этого винегрета российское общество? Каков его, общества вкус? Чем оно в своем выборе руководствуется?

Для меня общественная реакция на события последних дней оказалась неожиданной. Не со стороны «патриотов на зарплате» или «патриотов по убеждениям». А со стороны многих людей, которые в других вопросах демонстрировали адекватность восприятия.

В общем и целом они политику Путина если и не поддержали, то внутреннего протеста она у них не вызвала. Объясняют свою поддержку они по-разному: кто обязанностью гражданина в условиях войны поддерживать власть, кто заботой о «русских украинцах», но за всеми этими объяснениями стоит одно – эгоистическое желание урвать свое.

Не лично свое, конечно, а коллективное свое, наше. Взять наш Крым. Почему он наш, чей «наш», почему не украинский, не татарский – алчность таких вопросов не задает, наш и всё. Не отдать врагу нашу Украину. Опять же почему она наша, почему не украинская – всё это не те вопросы, которыми задается эгоизм (пусть и групповой). Он, этот самый эгоизм вообще не любит мучать себя вопросами. И поэтому ему бесполезно объяснять, что агрессоры, оккупанты не могут рассчитывать ни на любовь, ни даже на лояльность тех, кого они завоевывают.
Сознание сужено, сфокусировано на желании взять, сведено к «хватательному рефлексу». Никакие духовно-моральные представления о недопустимости вмешательства в чужую жизнь, о недопустимости братоубийства, об уважении к другим людям и их правам – всё это отметается с порога, эгоизму такие интеллигентские заморочки противны.

Вообще говоря, такое состояние общественного сознания не новость. Такое бывает в периоды начала разных войн. Что-то похожее происходило в России сто лет назад, в начале Первой Мировой войны, когда Петербург стал Петроградом. Что-то похожее происходит и с современным общественным мнением на Западе, когда начинается та или иная западная военная операция – скажем, агрессия против Ирака.
Патриотический угар.

Но для уже состоявшихся западных стран угар этот не так страшен. Для нас же, только еще надеющихся состояться, он очень страшен.
Потому что он парализует совесть – тот единственный канал, через который мы можем черпать силу («духовную силу» не будет здесь красивой фигурой речи – в данном случае это вполне строгая дефиниция) для своей исторической работы и своей жизни.

Наплевать на всех, урвать, ухватить свое, неважно под каким благовидным предлогом, – для нас как народа это смертельно. Будь мы хоть сколько-нибудь в состоянии анализировать свою историю, мы бы легко нашли бы в ней множество примеров, когда такое, вроде бы и естественные, но естественные для животного, а не для человека рвачество, алчность заканчивались для нас самым печальным образом.
Например, на той же Украине.

Но в том-то и дело, что алчность лишает нас не только совестливости, но и способности что бы то ни было анализировать.""
http://russkiysvet.livejournal.com/209836.html
*********************************************************************
Я бы только не стал выделять здесь "эгоистическое желание" урвать. Нет, дело куда сложнее! В 90-е годы многие пережили шок от развала СССР. Многие привыкли жить в единой стране, а потом вдруг Украина стала заграницей! Через комплекс национального унижения, поражения по всем фронтам пришлось проходить очень многим нашим соотечественникам. И вот, приходит Путин, меняет курс и отвечает многим ожиданиям россиян, до тех пор дремавшим. Реакция, в общем, вполне даже понятная! И если распад СССР многие до сих пор отказываются считать легитимным, если о признании права наций или других групп людей на самоопределение вплоть до отделения до сих пор ничего четко нигде не прописано, то почему бы, по аналогии с распадом СССР, не признать кому-то право на дальнейшее отделение кого-то уже от новообразованных государств на основе СССР?... Мина, заложенная еще тогда, продолжает действовать сейчас.


Вчера читал как раз комментарии к последней записи диак. Андрея Кураева, и создались совершенно такие же впечатления! Очень тревожно всё это. Градус радикализации зашкаливает.
Тем временем - Великий пост. Февральско-мартовская революция 1917-го тоже на Великий пост приходилась, между прочим. Не говоря уже о временных аналогиях: от революции 1917-го до пика сов. власти при Сталине прошло 20-22 года. От революции 1991 до пика Путинской "стабильности" - те же 20-22. Но еще через три года после Сталинского пика - война...

А теперь от политики к аскетике.
Пишет Александр Брусиловский:

"Если рай один, то как может в нем поместиться человек, который, скажем, ненавидит "этих бандеровцев", или напротив, "клятых москалів" ? Ведь если он туда попадет, то значит туда не попадут и бандеровцы и/или москали, т.к. не может в месте упокоения и мира пребывать враждующие стороны. Но им там невозможно не быть.
Да, невозможно.
А значит ?
Значит вполне очевидно - никак не попасть в рай не расположенному сердцем человеку к "противоположной стороне", хоть сколько бы он не размахивал крестным знамением и не призывал Бога, Которого чужд и не знал при жизни.

Даруй мне, Господи, зрети моя согрешения и не осуждати брата моего.
"
Tags: жуть, люди, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →