pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Для кого может быть страшен «страшный суд»?

Прежде всего, для тех, кто думал о себе в этой жизни, что он много значит. Кто надеялся на свою силу, власть, авторитет, богатство, мудрость как бы от Бога. Кто имя Бога постоянно произносил всуе бесконечными богослужебными возгласами и пустословными молитвословиями. Кто считал, что его православие как мировоззренческая система догматов, канонов и цитат из святых отцов уже само по себе есть гарант вхождение в Царство Бога. Или даже если не считал именно так, при уповании на милость Божию и понимании заведомой недостаточности своих добродетелей, но при этом другим, «неправославным», в этой милости отказывал.

Принцип «двойных стандартов», увы, довольно распространён среди многих вполне себе церковных людей: ссылаясь на отдельные евангельские строки, не говоря уже о многочисленных цитатах отцов, они готовы отказать в спасении большинству жителей Земли, когда-либо жившим или живущим здесь и сейчас, только на том основании, что они вне Церкви, а значит вне Христа и вне спасения. А свою собственную церковь, к которой принадлежат, готовы ограничить узким кругом своих же воинствующих и «чрез меру у нас православных», по выражению свт. Григория Богослова, единомышлеников. Как будто дело спасения определяется исключительно географической или исторической случайностью. Действительно, «узок путь и тесны врата, ведущие в Жизнь, и немногие идут ими»… Но к кому эти самые слова относятся-то? Не к тем ли современникам Иисуса или последующим книжникам христианской эпохи, кто уже в силу своего положения, учительства, книжности, праведности считал, что он уже «путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме» (Рим. 2, 19)? С других, внешних, что спрашивать-то? Они не знали ни Закона, ни Благой Вести, а могли лишь руководствоваться природным законом, написанным в их сердцах (Рим. 2, 15). По нему, согласно мысли того же апостола, они и будут судимы. А православные нет, они будут судимы по полной, по тем самым словам и требованиям, которые они же тысячи раз и озвучивали, и перед самими собой, и перед внишним миром!

«Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 47-48).

Когда-то на некоторых фресках, посвященных Страшному суду, в храмах как раз изображали архиереев среди первых из тех, кому он уготован. Ну или вообще представителей духовенства. Читающий, как говорил Иисус, да разумеет!
Евангелие чаще всего нас призывает именно к действенной, практической вере, не акцентируя на умозрительные и абстрактные вещи. Согласно притче евангелиста Матфея 25, 31-46, с нас совсем не будет спрошено, как точно кто-то из нас исповедовал тринитарный или христологический догмат. А вот поступали ли мы с ближними так, как хотели бы, чтобы поступали с нами самими; были ли мы верны в малом, чисто человеческом, будет спрошено непременно. Вроде бы так ясно и просто об этом написано! Так почему столько усилий и богословских баталий веками было положено, чтобы затмить или затемнить такую простую и очевидную истину?..
Tags: писание, свет и тени в Церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments