pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

«Благословение атеизма»

Всё-таки люблю иногда провокационные тексты! Уже цитировал недавно отрывок из книги Самира Сельмановича «Это всё о Боге», сейчас приведу ещё один. Автор – действующий адвентистский пастор, служащий в США.

""…Каким стал бы мир без тех, кто сомневается в Боге? Мы, религиозные люди, общались бы друг с другом, словно в эхо-камере, а Бог, в которого мы верим, стал бы полностью управляемым, «Богом в коробочке». Без тех, кто сомневается в наших словах, между нами не осталось бы свободного места, где прикоснуться к истине, пусть даже мимолётно, мог бы любой из нас.

…Благословение – религиозное слово, означающее «передача благополучия». Как может атеизм быть благословением для религиозных людей? Неужели что-то от Бога есть даже в атеизме? Я убедился, что ответ на этот вопрос – «да, определённо».

В Новом Завете, в книге Деяний Апостолов говорится о том, в каких условиях появились ранние церкви и началась христианская экспансия. Прежде чем вознестись на небеса, Иисус сообщил своим растерянным последователям: «Вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Согласно следующим страницам, неизмеримый поток любви и заботы о бедных, угнетённых и забытых хлынул из этого сообщества в мир, его члены были готовы выступить против империи тиранов и умереть за свои идеалы.

Быстро перемотаем ленту событий на несколько веков вперёд и попытаемся представить себя на месте людей, столкнувшихся с тем, во что превратилось это христианское «свидетельство». Христиане прибывали верхом на лошадях, сначала грабили, насиловали и убивали, а со временем стали душить налогами, ходить в крестовые походы, вводить инквизицию, преследовать, сжигать еретиков на кострах.

А теперь представьте себе, что это происходит в вашем городе, где живут ваши друзья и близкие. Несколько сотен человек – мужчин, женщин и детей – попытались бежать в горы. Но за ними погнались. Они уже рядом, а впреди река или озеро. Настигая вас, христиане кричат: «мы несём вам истину. Уверуйте в Бога!» Вы думаете: «У нас нет другого выхода». Но выбор всё-таки есть, и вам его предлагают в недвусмысленных словах: «Либо вы войдёте в эту воду, покаетесь в своих грехах, поклянётесь, что верите в Бога и будете окрещены, либо… - вот он, ваш свободный выбор, - …мы убьём вас». И добавляют: «И не говорите,что у вас нет выбора. Если на самом деле он есть».

Разумеется, большинство людей выбрало жизнь. Но если бы вам удалось избежать подобной ситуации, чего хотел бы от вас Дух Святой из Деяний? Кто этот Бог, которому вам предлагали покаяться и в которого уверовать? Какого рода выбор предлагают вам последователи Бога? Стоит ли соглашаться на Бога, который вам предложен, даже если Он существует? Или лучше отказаться, ожидая от Бога большего, если такое вообще бывает?

А теперь умножьте эту сцену на тысячи и миллионы. Можете представить в роли угнетателей мусульман или иудеев. Все мы делали это: колонизировали земли именем Бога, учреждали системы управления Богом, осваивали мир с пользой для себя.

В таком случае встаёт вопрос: хотел ли Бог, чтобы некоторые люди стали атеистами?
Можно ли чтить Бога, отрицая Его?
Может ли признание Бога по сути (таким, какой Он есть) подразумевать отрицание Бога как концепции (таким, в какого мы верим)?
Какой выбор лучше согласовывался бы с сущностью иудаизма, христианства, ислама? Какой был бы более ортодоксальным? Какой был бы правильным? Атеизм кое-что уловил. На протяжении всей истории обращённые к разным группам и личностям призывы Бога часто воспринимались их современниками, как попытки отвратить от Бога.

Карен Армстронг указывает, что «атеизм зачастую был переходной стадией: так, всех иудеев, христиан и мусульман называли «атеистами» их современники-язычники, поскольку так представители перечисленных религий восприняли революционную идею божественности и трансцендентности». Затем Армстронг задаёт вопрос: «Отрицает ли современный атеизм подобным образом «Бога», который уже неадекватен проблемам нашего времени?»

Отрицание Бога может быть актом веры.
Мы живём в исторический момент, когда нам опять нужны новые представления о Боге, и многих появляющихся верующих их собратья по вере могут отвергать как атеистов. Но это положение вещей, такое предательство религии способно стать источником надежды. Вероятно, мы, как считал Майстер Экхарт, «покинем Бога ради Бога». И возможно, многие из нас сумеют выбраться из своих религиозных рамок и встретиться с атеистами, выбравшимися из своих. И найти себя на новом открытом пространстве.

…Когда я спросил раввина Кушнера об атеизме, он пошутил: «Иудаизм ничего не имеет против атеизма, если это неверие только в одного Бога». Затем раввин уже серьёзнее добавил: «Если ты не сомневаешься в существовании Бога каждые две недели, значит, с богословской точки зрения ты в коме!»

…Мой друг Брайан Макларен рассказал мне о пасторе пятидесятников, с которым он познакомился в Уганде – одном из тех неистовых харизматичных лидеров, которые способны «пребывать в Духе» круглые сутки, семь дней в неделю. Он сказал Брайану: «Ох уж эти мне атеистические книги! Купил я тут одну. Пришёл домой, начал читать, а на меня снизошёл Дух Божий! И коснулся меня. И убедил, что эта книга верна!».""
Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 208 comments