pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Так нам и надо..."

Пишет один из священников (3axap_kap_kap):

Без вины виноватые

Вчера просматривал фильм Тома Маклафлина "Невиновный". Вкратце описание: мужик (чернокожий), в результате ошибки следствия, оказался в тюрьме и, спустя 22- лет отбывания, был оправдан по результатам ДНК- теста.

Прокуроры, соблюдая свою корпоративную этику, долгое время отрицали возможность пересмотра дела, прикрывали своих. Ведь у каждого из них могла быть та самая роковая ошибка, о которой он мог догадываться.

Наконец, один прокурор оправдал беднягу и он вышел на свободу. Заключительные слова в фильме: "Штат Луизиана так и не принес Кэлвину формальных извинений за 22 года тюремного заключения".

Как это похоже на нашу поповскую жизнь.

Когда у нас какое- нибудь епархиальное управление приносило формальные извинения своему бывшему клирику за пребывание под запретом в результате ложного обвинения или произвола местного архифеодала? Когда торжествовала справедливость и новый архиерей восстанавливал опального попа в звании, извиняясь за предшественника на кафедре? Когда синод решал спорные вопросы между архиереем и клириком в пользу последнего?***

Вывод напрашивается один: архиерейское сословие относиться с христианской любовью к своим священникам не умеет, не желает и не способно. Зато оно легко бросается выгораживать своих сотоварищей, оправдывая любые беззакония и проступки, особенно те, что были совершены в отношении подчиненных клириков. Наши чувства, наши сломанные судьбы для них никакая не ценность. Видимо, у каждого из князей Церкви есть свои собственные "скелеты в шкафу", а открытие дверей одного архиерейского трупохранилища повлечет за собой открытие всех этих дверей с выставленными на всеобщее обозрение жертвами архиерейского произвола.

Они нас боятся. Они нас ненавидят. Они нас презирают. Мы для них- без вины виноватые. Мы для них- недочеловеки, лишний раз напоминающие фактом самого нашего существования о том, что наше с ними племенное и духовное родство есть некое недоразумение, которое возможно упразднить лишь с помощью жесткой помещичьей политики кнута и непосильного денежного оброка. Денежные средства, которые они взимают с нас, являются залогом их всевластия и нашей платой за то, что мы осмеливаемся мечтать о нашем национальном и духовном родстве с этими небожителями. Они даже одеваются, как фараоны древнего Египта, высокие клобуки и архиерейские мантии особенно подчеркивают их величественную походку и горделивую осанку. Их высокомерная таинственная недосягаемость направлена на то, чтобы как можно успешнее дистанцироваться от этой проклятой, надоедливой поповской черни.

Они любят, когда перед ними заискивают и когда им угождают. Они торжествуют, когда их боятся. Вид задыхающегося от волнения и страха священника, дрожащим, прерывающимся голосом осмеливающегося просить о какой- нибудь сущей мелочи, заставляет деспоту торжествовать от осознания своей равноангельной власти и щекотливой мысли о том, что так запросто сейчас можно взять ЭТО и раздавить, как насекомое, а можно отпустить до времени, выслушивая славословия благодарного и облагодетельствованного дурашливого попа и упиваясь своей властью над человеком: властью вязать и разрешать. А можно просто взять и оторвать служивому крылья, как делают злые мальчишки, потешаясь над беспомощностью мух: пускай: мол: ползает теперь. Это всегда оправдано. Это нашего ради спасения и смирения. Это во избежания прелестного возношения новоначальных, коими попы, в силу своей мужичьей природы, не перестают быть во все дни живота своего. Это самое верное решение, царский путь, "ни мне, ни тебе"- как говорят торгаши на базаре, получая кайф от умения окончательно усреднить запросы своего клиента.

Но самое неприятное, что можно ожидать от подчиненного духовенства архиерею- это даже не своемыслие и неподчинение. Это критика. Иногда священники перестают быть рабами и выдают высокопреосвященному все, с чем внутренне несогласны. Что противоречит Святому Писанию и человеческим ценностям. Этого, основанного на Евангелии упрека, наши деспоты простить не могут. У них есть великолепная хлопушка- ... [апостольское Правило 55. Аще кто из клира досадит епископу: да будет извержен. "Князю бо людей твоих да не речеши зла" (Деян.23:5)], позволяющая отправить под запрет любого неугодного клирика, не утруждая себя поиском и доказательством действительной вины и сохранив видимость соблюдения канонов.

Все знание епископом Библии и Книги Правил может ограничиваться заучиванием этих двух цитат и снова "противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святыней,... в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" 2 Фес 2:4.

Но (вот беда!) мы им жизненно необходимы. Мы кормим их, обеспечиваем их, одеваем их и осуществляем безотказный отжим денег у населения в их пользу. Мы их руки и ноги, проводники их земной власти и дикой воли. Мы- надежная пуповина их внутриутробно- народного существования. Они так и остаются большеголовыми беспомощными духовными зародышами, от бремени которых Мать- Церковь все не может разродиться, явно перехаживая всякие допустимые сроки своей беременности.

А когда они, наконец, показываются из утробы Церкви, нашему взору предстают уродливые волшебники Черноморы, бородатые и всегда орущие на своих подчиненных. И мы начинаем уговаривать их вернуться назад, в утробу Матери, чтобы не пугать своим видом тех, кто еще не готов стать рабами их волшебного мнимого величия.

Вечная беременность... Всегдашнее брыкание ретивого плода нашей раболепной покорности и безответственности. Так нам и надо. Разве есть за что нас любить? Не за что и любить нас, и извиняться перед нами.

*** Справедливости ради стоит отметить, что несколько прецедентов конфликтов священников с их местными епископами, разрешённых церковным судом в пользу священников, всё же были за последние три года. Правда, с дальнейшим устройством в их служении обычно могут по-прежнему оставаться проблемы (свящ. Ф.)
Tags: свет и тени в Церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →