pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Cмерть и погребение: последний случай из практики

Отпевал сегодня Владимира, 85 лет, которого хорошо знал в последние два года. Как и его супругу Елену, которой ещё суждено пока пожить на этом свете, и дай ей Бог сил и терпения пережить кончину своего любимого мужа.

Я бывал у них дома, причащал обоих, когда они болели и не могли выбраться в храм на воскресную литургию. Но при первой же возможности они приезжали вдвоём исправно, к 9-30. Владимир всегда расставлял по бокам стулья для пожилых людей, кому трудно стоять, до начала поздней литургии. И вообще был серьёзным, благочестивым и в то же время добрым и отзывчивым человеком. В нём было что-то от рыцаря, настоящего «рыцаря веры», по выражению С. Кьеркегора. Болел он в последние годы раком – во время его болезни я с ним и познакомился. Он хорошо держался, но после Нового года быстро сдал: пошли метастазы в мозг, и он начал слепнуть и глохнуть.

Я застал его последние часы в прошлый четверг. Жена и сын очень хотели, чтобы я прочитал что-нибудь на исход души Владимира, учитывая, что смерть не была простой и безболезненной по течению (он к тому времени уже впал в кому). Уже второй или третий раз в жизни я сталкиваюсь с похожими ситуациями. И что же?... Каждый раз испытываю при этом немалый дискомфорт. Хочется ведь прочесть что-то вдохновляющее и при этом утешительное, как для родственников, так и в адрес умирающего. А что имеем в действительности из того, что даётся в Требнике?

Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет.

Я знал о таковом давно уже. Не очень хотел им пользоваться и предупредил Елену и сына, что не всё там подходит к данной ситуации, и вообще придётся дополнять его импровизацией, то есть своими словами. Что и пришлось в конце концов сделать!

Ну в самом деле, вижу в первых строках канона:

Приидите, соберитеся вси, иже благочестно в житии пожившии, и восплачите о души отчужденной славы Божия, и работавшей студным демоном всяким тщанием.

По отношению к умиравшему, которого я знал неплохо, это выглядело просто банальным оскорблением! Пусть даже здесь всего лишь очередные византийские фигуры речи. Разумеется, я это читать не стал, стараясь выбирать что-то более-менее общее и нейтральное. Иногда что-то удавалось, хотя церковно-славянский текст именно этого канона вообще сам по себе жуткий и неудобочитаемый.***

Спаситеся вси возлюбленнии, благоутробнии о мне явльшеся злочастнем и всеокаяннем: вси бо аще единем гласом превещали бысте к моему Владыце, тьмы избавили мя бысте.

Дохожу до середины канона и вижу следующее молитвословие:

Се ныне разлучается с болезнию душа от окаяннаго моего телесе: не убо тело мое погребете в земли, несть бо достойно: но извлекше вон, псом поверзите

Может, о царе Ироде так можно было молиться (хотя тут «Богородица не велит», согласно известному классику)… Или о каком-нибудь злостном преступнике типа Чикатило в наши дни. В том далеком средневековье, когда подобные молитвословия составлялись, возможно, соответствующие представления о злостной греховности человека, определяющей его тяжёлую кончину, могли иметь место. Однако, сколько примеров тому противоположных за всю историю также могло накопиться? Иоанн Кронштадтский как непросто умирал?...

Зато сегодня, отпевая Владимира, я испытал настоящую радость, сродни пасхальной. Давно, очень давно такого не чувствовал! Как важно всё-таки, что ушедший человек был настоящим членом церковной общины, которого многие на приходе знали и которого поминали только добрыми и тёплыми словами! Соборная молитва в таких случаях – воистину общее дело, дело Церкви. И все молитвы, от начала до конца, относятся к усопшему, прежде всего: «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего…». Сейчас не отказывают в церковных молитвах, в том же отпевании, тем, кто лишь по факту был крещеным и Бога не отвергал. В миссионерских целях и такие отпевания можно использовать как повод для проповеди. Но насколько же все молитвы и поминовения в подобных случаях выглядят условными! Усопшего, кроме его родственников, никто в церкви не знал, ни в одной общине. Как, кто тогда о нём в той же церкви будет молиться по-настоящему? Записку, конечно, прочесть можно раз-другой, но будет ли это подлинной церковной молитвой?

В современной церковной жизни часто предъявляются вполне справедливые претензии по поводу того, что отпевания и многие другие требы совершаются формально. Разумеется, кому дано больше, с тех спрашивается больше, и ответственность на священнослужителях здесь немалая. Но если с другой стороны посмотреть… Сколько в 90-е годы приходило креститься людей просто так, на всякий случай, чтобы потом благополучно забыть про очередное посещение храма на многие последующие месяцы или годы, или же просто забежать и свечку поставить. Сколько было подобных же венчаний, просто ради торжественной церемонии и некоего красивого довеска к гражданской процедуре в ЗАГСе… «Комбинат религиозных услуг» вполне устраивал многих наших соотечественников. А поскольку в сфере обслуживания ещё в прежние времена приходилось слышать поговорку «советский сервис ненавязчив», то понятно, что та же модель не могла не перейти на церковно-приходской быт. Как ни парадоксально, но тут во многих случаях исполнялся известный закон «меры за меру» («какой мерой мерите, такой и вам отмерено будет»): люди хотели некой краковременной религиозно-потребительской услуги, ну, они её и получали в столь же поверхностном эквиваленте, в каком сами ожидали её от церковной среды. А большинство священнослужителей, включая архиереев, не старались нисколько ничего изменить, поскольку по своей психологии тоже являлись теми же потребителями, только на другом уровне. Вот и продолжается всё то же «удовлетворение религиозных потребностей» с обеих сторон… Только какое отношение всё это имеет ко Христу, Евангелию, Царству Божию, которое внутри нас?

Но по милости Бога есть всё-таки приятные исключения. Одно из таких довелось сегодня испытать. Христианская кончина Владимира хотя и не была безболезненной, но была воистину непостыдной и мирной! И светлая печаль перемежалась с пасхальной радостью. Только что позвонила одна из прихожанок и сообщила, что перед кремацией усопшего все провожавшие видели радугу, что только вселило в людей дополнительные светлые чувства…

*** Я давно уже русифицирую все требы, или просто заменяю имеющимися русскими переводами СФИ, но в данном случае это было невозможно! В 6-й том "Православного богослужения" на русском языке этот канон не вошёл по вполне понятным причинам!
Tags: in memoriam, богослужение, жизнь церковная, люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments