pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

И опять «про это», с аскетической точки зрения

Явление, бурно обсуждаемое в последние три недели в блогосфере, на самом деле, старо, как сам мир, христианский, в частности. И призыв к следованию определённой «технике безопасности» в связи со слабостью человеческой природы всегда выражался со стороны известных древних духовных наставников.

Ну, например, читаем в «Древнем патерике»:
«Авва Иоанн Колов сказал: услаждающийся (ο χορταζόμενος) и говорящий с отроком, уже любодействовал с ним в сердце своём» (5, 3).

А ведь не зря же сказано, в самом деле! Как только начинаешь оценивать человека по его телесным привлекательным чертам, подпитывать себя этим услаждением, «кормиться» им, что, собственно, и значит глагол χορτάζω, то и до реального падения с ним не так уж далеко получается. И это не единственное предупреждение такого рода в отеческих писаниях!

Или вот история из «Отечника»:

Поведал авва Палладий: «Однажды, при возникшей нужде, авва Даниил пошел в Александрию, взяв и меня с собой. Когда мы входили в город, встретил нас очень юный монах, шедший из бани. Увидев его, старец вздохнул и сказал мне: «Очень жаль этого брата! Похулено будет имя Божие из-за него! Но пойдем за ним и увидим, где пребывает он». Мы пошли за ним. Старец отвел его в сторону и сказал ему: «Сын мой! Ты молод и здоров телом, тебе не должно мыться в бане. Поверь мне, сын мой, что ты многих соблазняешь, не только мирских, но и монахов». Брат отвечал старцу: « Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1, 10). Писание говорит: «Не осуждайте, и не будете осуждены» (Лк. 6, 37). Тогда старец поклонился ему, сказав: «Прости меня, сын мой, я согрешил как человек». Оставив его, мы пошли. Я сказал старцу: «Авва! Может быть, болен брат и в поступке его нет греха?» Старец вздохнул и, прослезившись, сказал мне: «Брат, да удостоверит тебя в истине само дело: я видел, что более пятидесяти бесов следуют за ним и посыпают его смрадом; один мурин сидел у него на плечах, и целовал его, и научал разврату. Многие бесы окружали его и радовались о нем, а святого Ангела я не видел ни близ него, ни вдали, поэтому я и заключаю, что этот брат исполнен некой бесовской деятельности. Свидетельствует о его жизни изысканная одежда и то, что он, будучи молод, так бесстыдно пребывает в городе, в который с осторожностью входят постники и отшельники и стараются скорее уйти из него. Если б он не был сластолюбив и миролюбив, то не ходил бы в баню и не смотрел бы бесстыдно на обнажение других. Святые наши отцы Антоний Великий, Пахомий, Аммоний, Серапион и другие заповедали, чтобы никто из иноков не обнажал своего тела иначе как по причине великой болезни или нужды. Видим в их Житиях, что при возникшей надобности обнажиться, чтоб перейти через реку, когда не было лодки, они, не будучи видимы никем, стыдились сопутствовавшего им святого Ангела и сияющего на небе солнца. Когда приходилось кому-либо из отцов переправляться через реку и с ним находился его ученик, то они не обнажали себя иначе как удалившись друг от друга на достаточное расстояние, при котором они не могли бы видеть наготы друг друга». Сказав это, старец замолчал. Мы возвратились в скит. По прошествии немногих дней пришли в скит некие братия из Александрии и поведали, что монах, прибывший из Константинополя и живший при храме святого Исидора, пойман на любодеянии с женой правителя. Изувеченный прислугой, он через три дня скончался.


А вот и иллюстрация к вышеописанному. Как современный монах может одеваться и при этом спокойно фотографироваться публично:

***фото удалено. Оказался Кирилл, да не тот!.. Но тоже из Казани, и похожий.***

И как один из оскандалившихся митрополитов давно уже себя окружал симпатичными и красивыми юнцами, производя их в священный сан вопреки и древним канонам, и здравому смыслу.

http://www.kazan.eparhia.ru/new-fotoalbom/2011/3/zsj_19_07_2011/

Зачем? Ладно, можно было объяснить порочную практику возведения в сан 20-летних и меньше, когда священников не хватало, когда нужно было «заткнуть дырку» то там, то здесь (печальные последствия этого затыкания дырок, впрочем, не заставили себя долго ждать). Но в 2010-е, когда ситуация давно уже не та?

Страсть действует вопреки любому здравому смыслу. И изречение преп. Иоанна Колова всё на самом деле разъяснило. Эти рукоположенные ребята могли до сих пор ни о чем не подозревать, кстати. Или что-то до них доходило лишь понаслышке. Но раз митрополиту так нравится себя окружать ими, ему это доставляет определённое услаждение, то это уже само по себе красноречивое свидетельство.

P.S.: 1) Поступил комментарий (правда, анонимный), что на первом фото - вовсе не игумен, а какой-то студент-семинарист. Ошибка или нет? 2) liza_truman утверждает, что его знает, это не игумен. Первое фото удалил. Прошу прощения за допущенную ошибку!

P.P.S: Я ни в коем случае не судья намерений архиерея. Но в связи с уже имеющимися прецедентами в той епархии любому епископу надо задуматься, что им движет при рукоположении молодого кандидата, которому едва за 20 или еще меньше. Действительно ли на первом месте духовные и прочие важные качества молодого человека, или же это просто личная произвольная симпатия, побуждающая просто полюбоваться на юношу, пусть даже без всяких неуместных подтекстов?..
Tags: жизнь церковная, люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 137 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →