pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

«Встань, возьми Младенца и Матерь Его…»

Внешние обстоятельства Рождества Христа были не из лучших и, тем более, не были безмятежными. Пришли звездочёты поклониться новорождённому – и тотчас «Ирод встревожился, и весь Иерусалим с ним». Святое семейство оказывается в гонениях почти с самого начала! Приходится Иосифу бежать в египетскую пустыню: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе» (Мф. 2, 13). При этом гибнут первые ни в чем не повинные младенцы в Вифлееме и окрестностях – первые невольные мученики за имя Христово.

Такие маниакально одержимые тираны, как Ирод, встречаются всё же нечасто. Сыновья Ирода не могли сравниться с отцом в жестокостях. Однако ж, и после смерти тирана семейство не возвращается к прежнему месту рождения Богомладенца: Иосиф, услышав, что «Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти» (Мф. 2, 22). Он снова вынужден поселиться в родном Назарете, откуда, как считалось, ничего не могло произойти доброго. Захолустная окраина, зато более-менее безопасная для мирной жизни и возрастания Младенца Христа. В отличие от того же Иерусалима с его пышным великолепным храмом, отстроенным и украшенным тем самым Иродом, о котором впоследствии апостолы Христа говорили: «Учитель! Посмотри, какие камни и какие здания!» (Мк. 13, 1).

Христос родился один единственный раз. И был распят единственный раз. После чего рождается Церковь, чтобы пребывать в этом изменчивом и неспокойном мире в качестве таинственной среды Его присутствия, где Христос рождается и возрастает уже многократно, в душах каждого, кто приобщается к Его мистическому Телу, которое и есть эта Церковь. Христос рождается в душе человека, и он становится членом Его Тела. Это членство необходимо хранить так же, как хранило родившегося Младенца Христа святое семейство. Это значит, что при необходимости в любой момент приходится тоже бежать подальше, в том числе от общепризнанных и массовых мест религиозного культа и поклонения! Если не в египетскую пустыню, то в подобный же Назарет, подальше от всяких Архелаев. Которые не могут сравниться с Иродом, но всё же навредить душе, воспринявшей Младенца, такого хрупкого и беззащитного, способны немало.

Церковь как Тело Христа состоит из тех, кто не только воспринял в себя родившегося Богмладенца, но и дал Ему возрасти в себе, сохранил Его в себе. А дальше? Дальше Тело Христа становится ломимым. Членам этого Тела часто тоже негде приклонить свою голову. Тогда как «носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских…» (Мф. 11, 8). Или в синодальных или архиерейских резиденциях. Принадлежат ли они к этому Телу? Конечно, могут принадлежать, но почему-то в данном случае иногда возникают определённые сомнения, а в некоторые эпохи или исторические периоды всё чаще и с особенной остротой. Поскольку люди такого положения склонны очень много получать, но не всегда способны отдавать. То есть, если они и члены Тела, то связь их с другими членами этого Тела остаётся довольно косвенной. Если не сказать, проблематичной, поскольку она бывает еле уловима. А могут ли отдельные такие члены подвергнуться, например, тяжёлой болезни, или, не дай Бог, гангрене? Разумеется, и при этом «страдает ли один член – страдают с ним все члены» (1 Кор. 12, 26).

Церковь в этом мире, светском ли, языческом, атеистическом или даже называющим себя «православным», где превалируют ценности «мира сего», в конце концов восходит на свою собственную Голгофу. Кто думает иначе, кто думал после крещения прислониться к тёпленькой печке, и уж тем более, получить доходное место и почётный пост – ошибся адресом; у того Бог не Христос, а «бог века сего» (2 Кор. 4, 4). От Вифлеема до Голгофы у Христа – расстояние в каких-нибудь тридцать с небольшим лет; ну, максимум, сорок. У Его последователей, когда после рождения в Духе христианин восходит в меру «мужа совершенного» (Еф. 4, 13) – свои сроки, иногда аналогичные, иногда более сжатые. Церковь в лице каждого члена Тела Христова, после неизбежного бегства во внутреннюю пустыню в конце концов оказывается на своей Голгофе, поскольку она не может молчать о дьявольских соблазнах «князя мира сего», в том числе под благовидным предлогом «не выносить сор из избы». Апостол Павел как раз призывает насчет тех, кто не сохранил в себе Христа, кто предал Его: «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте (более точное чтение: «но скорее обличайте» - свящ. Ф.). Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Всё же обнаруживаемое делается явным от света, ибо всё, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5, 10-14).
Tags: библия, богослужение, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments