pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Пьер де Шарантенэ. Педофильские скандалы в Католической церкви.

Эта публикация - совсем не для обличения католиков. Наоборот, сейчас РПЦ сталкивается явно с аналогичными проблемами, а реагирует на них примерно так же, как КЦ реагировала несколько десятилетий назад. Даю в своём переводе с французского статью из журнала Etudes (июнь 2010). Во Франции приходилось уже видеть открытое обсуждение этой проблемы в КЦ. У нас пока еще только шумят в интернете, в частности, в связи с рядом последних скандалов, но не на уровне публичного серьёзного церковного обсуждения.
========================================================================================================
Действия педофилов отвратительны и мерзки. Нормальное развитие детей зависит от ответственности взрослых. Злоупотреблять детьми преступно. И однако, вот то, что делают священники по всему миру, предавая доверие, которое им дано в силу их религиозного авторитета.

Попытки релятивизировать эти действия, говоря, что большинство этих педофильских актов происходят в семьях, или в учебных заведениях, или в других религиях, нисколько не устраняют позора этих действий. Падения одних не извиняют падений других, в особенности со стороны тех, кто призван к целибату и кому вручена миссия проповедовать Евангелие. Таким образом, надо выступать сегодня против непростительного.

Всё было скрыто в течение десятилетий. Множество епископов не хотело принимать всерьёз эти проблемы, которые они почти не знали и о которых только слышали. Надо было разразиться в США в 90-х годах нескольким случаям, чтобы ими действительно занялись, чтобы шум от них раздулся до того, чтобы стать настоящим медиа-цунами, дыхание которого дошло до дверей Ватикана.

Хотя реакция была запоздалой, она была прозрачной и ясной, особенно в США: в 2002 году были применены суровые прещения, при освобождении от должностей и подвергании гражданскому следствию всякого священника, ставшего предметом малейшего подозрения. Во Франции процесс по делу преосвященного Пикана в 2001 по причине его молчания о фактах, которые были ему известны, потряс французскую церковь, притом, что все епископы уже были в курсе той политики, которой они должны были следовать с 90-х годов (1). Вот только десятилетие прошло с тех пор, как пришло осознание и строгие меры были приняты. Недавно открытия фактов, касавшихся предыдущих лет, задали тему, оказавшуюся в центре пристального внимания, провоцируя волну телепередач, статей, а фактически карикатур по поводу предыдущей реакции на эти преступления в Церкви. Надо действительно встать лицом к лицу с этим прошлым, которое взрывается подобно старой неразорвавшейся бомбе.

С момента вступления на свой пост и поездок в США и Австралию, позднее в своём письме к ирландским католикам, как и при недавнем визите на Мальту, папа Бенедикт XVI выразил в очень ясной, сильной и прямой манере свой стыд и сожаление, так же, как и своё желание, чтобы восторжествовала справедливость. Он встречался с жертвами неоднократно, выражая как свои чувства, так и отношение всей Церкви. С настоящим мужеством он взялся за это дело, о котором он знал ещё, будучи префектом Конгрегации по вероучению. Нет сомнения, что он хочет пролить свет на всю эту проблему.

Чтобы понять без оправданий предыдущую политику умалчивания, нужно возвратиться к менталитету 70-х – 80-х годов, когда было совершено большинство педофильских актов. В культуре более строгой морали, особенно в сексуальной области, педофилия оставалась табуированной, мало известной, спрятанной в сознании злоупотребителей и их жертв, без всякой информации и огласки, что частично объясняло пассивность и невнимание ответственных лиц. Формировались "двойные жизни", которые обычно не были известными и которых было подчас трудно обнаружить. Боязнь скандала делала остальное, полностью забывая о благе и будущем ребёнка. Привычка Церкви быть постоянно в обороне перед атаками мира приводила к замкнутости на себя саму перед этими открытиями, ослепляя ответственных лиц перед очевидностью. Не нужно было делать жизнь Церкви ещё более трудной, чем она была, при этих неудобных открытиях... Истину было неудобно говорить.

Организованной системы педофилии не было, но условия полномочий в замкнутых пространствах благоприятствовали такому поведению в некоторых ирландских, канадских или американских учреждениях. В особенности это были множественные разбросанные прецеденты, известные на индивидуальном уровне, при которых ответственные лица, когда узнавали о них, соглашались действовать внутри, без прохождения через общественные и судебные институты. Предупреждение, перемещение или запрещение, эти санкции оставались несуществующими или внутренними, насколько возможно более скромными, когда они имели место. Культура отказа от предания этим делам публичной огласки из-за боязни скандалов действовала по полной.

В наши дни, когда брак не является более единственным разрешённым способом сексуальных отношений и когда сексуальная свобода полная, педофилия стала последним запретом, нетерпимым нарушением закона и морали, тогда как прежде она являлась лишь одним из преступлений среди многих. Немало публикаций в печати делали даже откровения, почти явно выраженные в пользу педофилии.

Не приходится удивляться по поводу медиа-взрыва, который находится на вершине колоссального несоответствия слов и действий в нынешнем контексте требований подлинности и соответствия. Тем более, что Церковь хочет быть наиболее строгой охранительницей сексуального поведения.

Теория заговора против Церкви не заслуживает ни секунды внимания. Факты весьма значительны сами по себе. Что СМИ от них извлекли значительную выгоду, в том числе для отрубания голов, это слишком ясно. Что группа антиклерикалов не упустила возможность ткнуть Церковь лицом в её прегрешения, это очевидно. И что адвокаты, особенно американские, разожгли страсти у истцов в погоне за прибылью, в этом нет сомнения. Но сами факты по большей части оправдывают негодование, поднявшееся в мире и повсюду в прессе.

Мы находимся сегодня перед наиболее тяжёлым моральным кризисом Церкви, который был бы должен напомнить ей о смирении. Мы должны также задать себе вопрос, как священники и монахи могли дойти до такого, и почему иерархия не умела реагировать вовремя. Ситуации были различны в разных странах. В США, как и в Ирландии, священники получали весьма жёсткое воспитание; они часто были в изоляции, во всяком случае, вдали от общин и их епископа. Они были мало поддерживаемы и без простого общения с их иерархией. А последняя узнавала про слухи без желания их прояснять, заботясь о хорошей репутации её учреждений.

Вопрос о целибате не является центральным в этих спорах, вопреки тому, что говорится в прессе. Целибат практикуется многие века мужчинами и женщинами и не приводит к педофилии. Это не значит, что не нужно о нём дискутировать, но не по этим причинам. Что сейчас под вопросом, это критерии принятия кандидатов в священный сан или в монашество, условия формирования будущих священников, благоприятствующие или нет их действительному созреванию, открытость посторонним взглядам школьных и образовательных учреждений.

Разумеется, много вопросов остаётся: они тем более сложны, что среди случаев, обнаруженных недавно, большинство имело место в 70-е годы, и уже значительно меньше в 80-е, которые суд не может затронуть за давностью лет. Несмотря на это, Церковь не может быть безучастной в ожидании, что гроза пройдёт; она должна выслушивать и принимать жертвы, настолько, насколько они сами этого хотят. Решения по предотвращению педофильских действий в Церкви были приняты десять лет назад; сегодня приходит время признания прошлых ошибок и излечения жертв при выслушивании их и внимании к их историям. Теперь за Церковью - сделать шаг навстречу тем, кто был травмирован её священниками, не ожидая их. Она должна также более ясно поставить перед собой вопросы по поводу процессов, приведших к молчанию перед столькими случаями.



(1) Епископская конференция во Франции издала в июле 1998 года документ, озаглавленный «По поводу педофилии».
Tags: жуть, переводы, свет и тени в Церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments