pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Нечаянная радость...

Книга свят. Димитрия Ростовского «Руно орошенное» как раз заканчивается той самой историей, которая послужила сюжетом для известной чтимой иконы.

Кающегося Бог готов прощати,
Но на сие Его умоляет Мати.

Некий многогрешный человек имел повседневный обычай — к Пресвятой Богородице молиться, повторяя часто слова ангельского приветствия: Радуйся, Благодатная! Однажды, собираясь на скверное беззаконие, он обратился к образу, чтобы сначала совершить обычное к Ней моление, а потом идти на замышленное злое дело. Когда же стал он молиться, напал на него страх и ужас: видит образ движущимся и живую Богородицу с Сыном своим. Смотрит, открылись язвы Младенца на руках и ногах, и в боку, и течет из них кровь потоками, как на Кресте.
При виде этого он упал от страха и закричал: «О, Госпожа, кто это сотворил?» Отвечала Богородица: «Ты и прочие грешники снова распинаете Сына Моего, как иудеи». Тогда грешник зарыдал, говоря: «Помилуй меня, о Матерь Милосердия!» Она же отвечала ему: «Матерью Милосердия Меня называете, а сами скорбью наполняете Меня делами своими».
И сказал грешник: «Нет, Владычица, да не преодолеет злоба моя неизреченной благости и милосердия Твоего, Ты одна всем грешникам надежда и прибежище. Приклонись на милость, благая Матерь! Умоли о мне Сына Твоего и Творца моего!»
Тогда Преблагословенная Матерь начала молить Сына: «Благоутробный Сын Мой, ради любви Моей помилуй этого грешника». Но Сын отвечал: «Не прогневайся, Матерь Моя, что не послушаю Тебя. И Я молил Отца, чтобы миновала Меня чаша страданий, — и не послушал Меня». Тогда сказала Мать: «Сын Мой! Помяни вскормившую Тебя и прости его». Отвечал Сын: «И во второй раз молил Отца о чаше, и не послушал Меня» (см. Мф. 26, 39, 42).
Снова просила Мать: «Помяни болезни Мои, которые с Тобою претерпела, когда Ты на Кресте телом, Я же — под Крестом утробою уязвлялась, ибо проходило оружие сквозь душу Мою» (см. Лк. 2, 35). Отвечал Сын: «И в третий раз молился Отцу, да мимо несет чашу, но не благоволил послушать».
Тогда Мать посадила Сына и хотела к Его ногам припасть, но Сын возопил: «Что хочешь сотворить, о Матерь?» — «Буду, — говорит, — лежать у ног Твоих с этим грешником, доколе не простишь ему грехи».
Тогда сказал Сын: «Закон повелевает, чтобы Сын чтил Мать, правда же хочет, чтобы Законодавец Сам был исполнителем закона. Я Сын Твой, Ты же Мать Моя, и Я должен Тебя чтить, слушая Твои моления. Да будет, как хочешь: ныне прощаются грехи ему Тебя ради. В знамение же прощения пусть лобызает язвы Мои».
Встав, грешник с благоговением коснулся устами Пречистых язв Его и пришел в себя. Когда исчезло видение, почувствовал он сердце свое исполненным трепетом и радостью, начал еще сильнее плакать и рыдать, припадая к образу Владычицы, благодаря и моля, чтобы всегда ему быть помилованным, как видел в ужасном видении благость Господню, грехи прощающую. И с тех пор исправил он свою жизнь.
Смотри, каково прилежание Ходатаицы нашей о прощении согрешений наших!
Слава милосердию Ее, слава неизреченному благоутробию Ее, слава богатству щедрот Ее, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Здесь, скорее всего, стоит отвлечься от излишней литературности повествования и его некоторой стилизованности. Понятно, что любовь и милость Богоматери не может быть большей, чем любовь Христова. Но в какие-то моменты люди могут больше нуждаться в материнском начале, чем в отцовском. Это чистая психология, не более, но от неё подчас никуда не денешься сразу, особенно если Бог изначально воспринимается больше как судящий, нежели любящий.

Также бывает, что многие проходят через то, что просят у Бога или у кого-то из святых не то, что действительно нужно, а то, что не нужно, бесполезно. А то и просто греховно. Описанный случай – скорее крайний, но он для российской жизни весьма характерен. Никто не знает, чем тот грешник в действительности занимался и что намеревался сделать после молитвы перед образом Богоматери. Но сколько подобных случаев можно найти в современности, можно только догадываться. Не в точности подобных описанному, и не обязательно связанных с образом Богоматери, а в других различных вариантах. В отмываниях лишних денег сомнительного происхождения при строительстве очередных храмов. В неофициальной смычке сильных мира сего и со светской, и с церковной стороны, в награждениях церковными наградами людей с сомнительной репутацией. Как выражено у одной современной известной писательницы, «В России церковь отвыкла за советские годы быть победительной... Но вот что произошло — с переменой власти наша церковь пала на спину и замурлыкала государству: любите нас, а мы будем любить вас. И воровать, и делиться... И церковный народ принял это с ликованием». Ну, допустим, не весь церковный народ принял, и не с ликованием, а скорее, с ложным смирением или с безучастием большинство приняло это как должное вроде или как неизбежное... И молится столько народу перед образами, и просит непонятно о чём. Матерь Божия! Подай нам всем нечаянную радость от внутреннего вразумления, преображения, пришествия в себя! От олигархов, иерархов, правителей хотя бы одной шестой части земли до рядового духовенства и скромных храмовых тружеников. Впрочем, иногда Ты и подаёшь маленькие знаки… Как в эти последние дни. Надо только уметь их опознавать и видеть.
Tags: богослужение, жизнь церковная, люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments