pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Прот. А. Шмеман. Из новой книги "Литургия смерти и современная культура"

""Первое, что мы должны сделать в Церкви и в образовании, - это заново открыть для себя саму смерть. Это звучит наивно, ибо мы все умираем и просто "не можем не знать" о ней. Но смысл смерти извратился, и потому чрезвычайно важно открыть, очистить его. Необходимо раскрыть христианский смысл смерти в противовес секулярному и гуманистическому взгляду на неё, раскрыть смысл смерти как не созданной Богом, как не (в самом глубоком смысле слова) "естественного события", как события в высшей степени "не естественного" и потому трагического. Знание, что смерть - это "наказание за грехи": где оно в современном погребении? В гуманизме к смерти относятся как к очень неприятному, но "морально нейтральному" явлению. Но мы должны увидеть, что в этом мире смерть, с одной стороны, - всемогущая властительница, но с другой она - самозванка! Смерть каждого человека - незаконна, каждый раз, когда кто-то умирает, - это оскорбление Бога! Бог не создавал смерти. И так мы приходим к тому, что смерть - это трагедия, ибо она - разлучение не только с теми, кто любит меня или кого люблю я, но разлучение с Самим Богом. И это значит, что христианское понимание смерти (и в этом оно кардинально отличается от гуманистического) - трагическое. В разговоре сегодня мы многие вещи можем назвать "трагическими", даже зубную боль, но я имею в виду "трагедию" в древнегреческом смысле этого слова, как tragodia. Трагедия - это столкновение, конфликт, который выходит далеко за пределы области неприятных ощущений нашей жизни. Таким образом, в первую очередь мы должны заново открыть для себя смерть как трагедию.

Второе утверждение, которое мы заново должны провозгласить в нашем образовании, в нашей проповеди, в нашем вероучении, в нашем богословствовании, - это, конечно, о смерти как победе. Смерть не перестаёт быть трагедией, но она и победа. Я уже много говорил о том, что Христос уничтожил смерть. Но, видите ли, в понятиях христианства это означает, что каждая смерть должна быть уничтожена. Например, моя смерть ещё не уничтожена, потому что я ещё не умер. Моя смерть всё ещё может быть отрицанием Христа, может быть не трагедией, но последним грехом. Таким образом, смерть следует рассматривать как победу, которую нужно всё время одерживать. Именно поэтому Церковь пребывает в нашем мире, она не говорит: "Сидите и ни о чём не волнуйтесь, все проблемы были решены две тысячи лет назад". Каждый раз - та же самая борьба, те же самые "схождение" и " восхождение", каждый раз мы видим уникальность каждой жизни, уникальность каждой смерти. Было бы поистине ужасно, если бы человек, выслушав богословие Великой Субботы, вошёл в комнату, где только что умер ребёнок, и сказал родителям: "подумаешь! Христос воскрес!"

На самом деле мы всё время забываем о существовании христианского измерения во всём, что касается страдания. Таинство страдания - одно из величайших таинств христианской веры. Христос не отменяет страдание как страдание, Он наполняет его новым смыслом, Он победно заявляет: "Если ты страдаешь, то страдаешь вместе со Мной, потому что Я страдал вместе с тобой". Он не говорит: "Ты не страдаешь, это, знаешь ли, всё иллюзия". Это очень нелегко понять. Смерть как победа - где она происходит? Я бы ответил на это - на многих уровнях: в сознании, в душах тех, кто страдает, но и в литургии смерти, которая есть вершина этой победы.""
Tags: высокое богословие, книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments