pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О. А. Шмеман в России еще серьезно не прочитан

С некоторым опозданием (13 декабря было 30 лет со дня кончины прот. Александра) даю ссылку на статью, после чего ещё приведу в пример один эпизод из собственных наблюдений.
"Следует признать, что Шмеман в России еще серьезно не прочитан. На то есть вполне объективные причины: должно было пройти время восстановления церковной жизнедеятельности, нового становления современного богословского образования и церковной науки, чтобы можно было обратиться к более глубоким и острым темам и проблемам. Сегодня, судя по всему, наступает и такое время. Углубление, а тем более позитивно-критический подход возможны только после «нормализации» жизни. И наследие Шмемана еще предстоит освоить — продумать, опять же по необходимости критически, с учетом иных обстоятельств времени и места. И, в случае необходимости, развить его мысли. Но в любом случае — извлечь пользу" (А. Кырлежев).


Кстати, то, что он как следует не прочитан даже передовыми нашими иерархами, подтверждает следующий эпизод. В прошлом году была конференция в Библиотеке Иностранной Литературы, на которой выступил митр. Иларион. После его выступления задавали какие-то совершенно несущественные или даже глуповатые вопросы, хотя публика вроде сидела там солидная. Я не выдержал и решил тогда задать вопрос серьёзный и острый. Процитировав митрополиту одну запись из "Дневников" о. Александра, а именно:
«В Православии — историческом — начисто отсутствует сам критерий самокритики. Сложившись как “православие” — против ересей, Запада, Востока, турков и т. д., Православие пронизано комплексом самоутверждения, гипертрофией какого-то внутреннего “триумфализма”. Признать ошибки — это начать разрушать основы “истинной веры”. Трагизм православной истории видят всегда в торжестве внешнего зла: преследований, турецкого ига, измены интеллигенции, большевизма. Никогда — во “внутри”. И пока это так, то, по моему убеждению, никакое возрождение Православия невозможно. Главная же трудность здесь в том, что трагизм и падение по-настоящему не в грехах людей (этого не отрицают…), а укоренен, гнездится в тех явлениях, которые принято считать, в которые принято верить, как именно в саму сущность Православия, его вечную ценность и истину".
На что митр. Иларион высказался в том смысле, что он начинал читать "Дневники" Шмемана, и тут же бросил, не смог. И вообще, Шмеман писал эти мысли "в стол", не думая, что они когда-то будут опубликованы. В общем, не понравились "Дневники" митрополиту. Или ему ничего не оставалось, как высказаться в сугубо дипломатическом духе, отказавшись от искренней оценки?...
Как-то меня поразила фраза из дневников о. Александра: "На нас надвигается новое средневековье". Настолько, что я написал почти 7 лет назад эссе с этим же заглавием, когда журнал "Континент" как раз искал авторов-священников. В этом церковном средневековье сейчас мы уже просто утонули...
Tags: in memoriam, жизнь церковная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments