pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Продолжение темы любви (Любовь как действие).

Когда мы читаем или произносим сами, что «Бог есть любовь», это, конечно, не в чисто психологическом смысле, но в каком-то другом. Это не столько эмоции и чувства, сколько действие. Божественная любовь – это энергия. И в христианском смысле любовь совсем не обязательно может означать внутреннее состояние или чувство.
Взять, к примеру, притчу о Милосердном самарянине, о которой мне приходилось уже писать неоднократно (воскресное литургийное чтение 24 ноября с.г.). Книжник спрашивает Христа, как ему наследовать жизнь вечную. Иисус обращает его к хорошо ему самому известному Закону, призывающему возлюбить Бога всем сердцем, всей душой, всей силой, всем разумением. И ближнего, как себя самого. И эта любовь будет исполнением Закона. Тогда книжник задаёт вопрос, а кого же считать ближним? Иисус отвечает на это притчей, к выводу которой Он подводит следующим вопросом: кто же оказался ближним для того, кто пострадал от разбойников? Ответ книжника: тот, кто помог ему в трудный час, оказав милосердие. - «Иди, и поступай так же».

Самарянин оказал милосердие своему потенциальному врагу (самаряне иудеев в то время ненавидели примерно так же, как сейчас палестинцы израильтян). Какие у него могли быть внутренние чувства при виде этого человека из враждебного лагеря? Вряд ли слишком светлые! Притча не старается проникнуть в его внутреннее состояние, поскольку в данном случае это неважно. Очень даже возможно, что самарянин просто пересилил себя в первый момент, так как жалость и милость к падшему оказали верх.

По единодушному толкованию многих свв. отцов, воспринятому в том числе богослужебным преданием, самарянин олицетворяет собой Христа. Именно Он врачует все наши раны, возливая на них масло и вино. При совершении таинства Елеосвящения данный евангельский отрывок идёт самым первым. Но тогда, развивая эту мысль, можно утверждать вполне уверенно, что всякий человек доброй воли может быть уже проводником воли Божьей. Через любого человека, поступающего так же, как поступил милосердный самарянин, действует Сам Христос! Будь он еретик, иноверец или атеист.

Конечно, лучше быть сознательным таким проводником, любя Бога всей душой и черпая от Него силы на дела любви. Но если те, кто призваны к этой сознательности, на деле не всегда показывают пример в любви, Бог избирает для этого помимо них разных других людей, от которых явно никто не может ждать ничего подобного. И эти другие разные люди показывают пример всем остальным, в том числе правоверным. И из «камней сих» Бог может воздвигнуть «детей Авраама»!

Так что все-таки нужно человеку для этого исполнения заповеди о любви? Не чувство прежде всего (его может изначально совсем не быть). А усилие, действие! Не нужно ждать, кого бы выбрать в качестве ближнего, кто мне близок, кто не очень. А скорее быть готовым помочь тому первому попавшемуся на пути, которому я сам призван стать ближним. А он, в свою очередь, после этого может стать ближним мне. Иногда первый шаг бывает очень трудно сделать – через что-то приходится с усилием переступать, и чаще всего через самого себя. Тем более в отношении врагов. Думается, что призыв «любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас» хотя и сверхъестествен для нас, но не так уж нереален, если отбросить в сторону личные чувства к одному из этих врагов, а просто начать потихоньку действовать. Сделать что-то маленькое, но приятное ему, что было бы приятным и любому другому. Пробовать поступать с личным врагом так же, как я сам хотел бы, чтоб поступали со мной, в том числе когда я могу оказаться невольно в положении врага кому бы то ни было. Естественно, что к врагу я не смогу испытывать тех же светлых и радостных чувств, как к другу, не смогу его желать видеть так же, как любимого друга - в противном случае это было бы даже не высшим пилотажем, а форменным сальто-мортале. Но не отвечать ему тем же, что он мне сделал, гораздо более реально. А тогда это может сработать и так, что тот враг перестанет быть впоследствии реальным врагом. В общем, пробовать быть проводником благой Божьей воли, при этом будучи даже вовсе далёким от переполняющей и избыточествующей внутри любви, – стоит многократно, а не надеяться только на вдохновение. А там можно и во вкус войти… Христианская любовь требует усилий, причем многократных и по возможности постоянных. Влюблённость и прочий романтический психологизм может иметь ко всему этому весьма отдалённое отношение, а то и не иметь вовсе.
Tags: богослужение, жизнь, люди, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments