pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Откуда взгляд о «непогрешимости Церкви»?

С каких-то пор, уже теперь и не понятно, с каких, довольно прочно утвердился среди православных, да и среди католиков, взгляд о непогрешимости или безошибочности церковных решений на уровне, допустим, соборов. Между тем, в Символе Веры мы не исповедуем веру в непогрешимость Церкви, а исповедуем веру в «единую святую соборную (точнее, «кафолическую», то есть повсеместную, вселенскую) и апостольскую Церковь. И вообще нет в самом церковном вероучении специального догмата о «непогрешимости Церкви»! Обычно выдвигают в пользу непогрешимости отдельные фразы из Писания.
Как то:
- «Когда же придёт Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину…» (Ин. 16, 13);
- Апостол Павел называет Церковь «домом Божиим» и «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3, 15).
- «Угодно Духу Святому и нам…» (Деян. 15, 28).
Но сами по себе эти фразы не утверждают ничего кроме того, что верующих будет наставлять Дух Святой и с ними будет пребывать Христос! Или что сама Церковь призвана возвещать Христа и тем самым утверждать истину от Него!
В то же время дары и действия Святого Духа не подаются автоматически. Иисус говорил также, что «всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18, 37). И Церковь исповедовала всегда Иисуса как непогрешимого Бога и человека в одном лице. Но это уже совсем другой ракурс! Иисус заботится о Церкви, наставляет её, но сама земная Церковь как совокупность людей, могущих ошибаться и грешить, не может давать какую-то особую непогрешимость кроме той, что уже есть во Христе и Духе Святом. Ветхозаветный Израиль назывался, между прочим, «народом святым», как и сейчас Церковь называется «святой», однако Израиль и уклонялся от Божьих повелений, и заблуждался, и грешил…

Кроме того, Иисус принёс не набор каких-то аксиом, каких-то теоретических знаний о Боге и человеке: Он открыл путь в Царство Божие и показал, как надо жить, чтобы войти в это Царство! В этом основная истина, а не в каких-то отвлеченных идеях по типу платоновских логосов и эйдосов. Вся бездна и бесконечность сосредоточена именно здесь, а не в философских умозаключениях о Боге, которые могут быть надстройкой, но не базисом веры.

Кто-то спросит: ну а как же быть с соборами, они что, напрасно выясняли истину, вырабатывали вероопределения?.. Да нет, не напрасно, конечно. Но их решения были прежде всего плодами общецерковного консенсуса, касающегося того, как примирить между собой разные свидетельства Писания об Отце, Сыне (Иисусе Христе) и Святом Духе, как сочетать взгляд на божество и человечество в Иисусе. Эти соборные догматические формулы не могут быть раз навсегда неизменными и абсолютными (любое слово само по себе относительно, любое понятие ограничительно); возможно, в будущем появится новая терминология, новые, более прояснённые слова, вместо прежних аристотелевских, для прикосновения к тайне Христа, богочеловечества и духовного мира. Кроме того, сами по себе соборы никогда не могли гарантировать безошибочность и истинность их решений. И тому примеры в истории есть. Собор 449 года, иконоборческий собор 754 года и прочие созывались ведь с той же убеждённостью «угодно Духу Святому и нам…». Есть соборы, решения которых просто не были восприняты и проведены в жизнь, или по большей части забыты (Ферраро-Флорентийский собор 1439 г., Стоглав 1551 г.).

Единственный важный вопрос, который может вытекать отсюда, это вопрос о ДОВЕРИИ. Доверии иерархии, доверии ближайшему епископу, настоятелю и кончая в конце концов самих себя. Жить без доверия нельзя. Но иногда возникают кризисы доверия, через которые приходится проходить и отдельным людям, и целым сообществам, церковным в том числе.

Архиепископ Михаил (Мудьюгин) по данному вопросу пишет:
«Изучая опыт церковной истории, нам следует сделать возвышенный и радостный вывод, что гарантом вероучительной непогрешимости Церкви, как и каждого из её членов в отдельности является, конечно, не папа Римский, не Соборы и не так называемый «глас народа», а Сам Божественный Основатель и Глава Церкви, Господь Иисус Христос, действием Духа Своего не допускающий как Свою Церковь, так и многих её членов, впадать в заблуждения, устраняющие возможность единения с Ним, пребывания в Нём» (Ин. 16, 1-6), спасения, т.е. унаследования жизни вечной.
Все лжеучения, ереси охватывали сознание, сердца и умы отдельных христиан, церковных общин и даже Поместных Церквей по одной основной глубинной причине – по недостатку любви к Тому, Кто сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6).Если человек не любит Господа Иисуса, он обрекает себя на заблуждения и на отчуждение (1 Кор. 16, 22) от Источника света и истины.
Наоборот, устремление ко Христу, усердная обращённость к Нему, деятельное исполнение Его воли, одним словом, активная любовь к Нему предотвращают впадение в заблуждение, и тогда исполняются богослужебные слова «Свет Христов просвещает всех», - всех, кто желает этого света и раскрывает для него свой ум и сердце.
При этом сохраняется свобода, необходимая для творческого мышления (2 Кор. 3: 6, 17), сохраняется возможность «разномыслий», не выходящих за пределы любящего преклонения перед Христом как перед своим Господом и Спасителем (Ин. 20, 28; Деян. 16, 31). Такие разномыслия (1 Кор. 11, 19) не развращают, не обедняют духовно «разномыслящих» христиан, а наоборот способствуют духовному развитию христианина и всей Церкви в целом, отнюдь не препятствуя спасению. Именно поэтому спасение остаётся возможным для христиан разных конфессий, но лишь для тех, которые любят Иисуса Христа и тем самым оказываются исполнены Святым Духом (Рим. 8, 9)
».
(из книги: «Русская православная церковность. Вторая половина ХХ века». М., ББИ, 1995).
Tags: жизнь церковная, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 185 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →