pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Один отзыв о русском религиозном возрождении 1960-80-х годов

Попалась тут любопытная публикация 1986 года из эмигрантского журнала "Страна и мир", издававшегося тогда в Мюнхене. Там много текста, я взял лишь небольшой отрывок. Статья подписана инициалами С.Л. - автор Сергей Лёзов, которому тогда было 32 года (ныне преподаватель РГГУ).

"Что же возрождается в нашем возрождении?
Предельно краткий ответ звучал бы так: возрождается авторитарный утопизм в теоретических программах и клерикализм в социальной практике. Другими словами, преимущественный характер всего движения не только не-творческий, но принципиально анти-творческий. Правильнее было бы говорить не о возрождении, а о реставрации: реставрации самых слабых и порочных сторон русского религиозного сознания. В интеллектуальном плане "здесь и теперь" преобладает культ традиции, в социальном - культ непогрешимого "харизматического лидера". Интеллектуально - отсутствие мужества мыслить, повторение идеологических клише. Социально - конформизм по отношению если не к власти, то к сообществу "своих" (в нормальном случае эти два вида конформизма сочетаются). Вопрос о смысле (нашей веры) повсюду предполагается уже решённым: остаётся лишь разоблачать заблуждения.
Но именно это составляет, как мне кажется, самую большую слабость русского религиозного сознания: в этом сознании (то есть, насколько я могу судить, в этой традиции) преобладает "христианское" осмысление истории и культуры, а самостоятельный вопрос о критерии оценок, о смысле о содержании "христианского" - почти не возникает. Надо ли показывать, что самоочевидного ответа на этот вопрос не существует?
И всё же: при сравнении нашего движения с тем, что принято называть "русским религиозным ренессансом начала века", можно заметить, что там были и попытки самостоятельного осмысления традиции, попытки выработать свои ответы на свои вопросы. Спрашивающий не обязательно отвечал с отвержения своей способности к различению добра и зла - с тем, чтобы стать жертвой то ли бесчестной вербовки, то ли идеологического аншлюса.
У нас же всё стало каким-то элементарным. Дм. Дудко доказывает бытие Бога-творца на примере табуретки, а ректор Православного богословского института в париже прот. А. Князев восхищается глубиной и гениальной простотой его богословских интуиций (см. "Континент", №8).
Я думаю, что интеллектуальное вырождение, примитивность и научная недобросовестность современной православной апологетики связаны с уже затронутыми этическими вопросами: строгое размышление о смысле нашей христианской веры излишне, если религиозность тех из нас, кто стал "глубоко религиозным", есть не только прикрытие, но скорее выражение нравственного одичания, поразившего всех нас, верующих и неверующих".


http://ivka.rsuh.ru/binary/78809_91.1236190962.11892.pdf
Tags: история, свет и тени в Церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments