pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

«Бедная вера» или «бедная церковь»?

В журнале «Огонёк» епископ Пантелеимон (Шатов) даёт небольшое интервью. О «бедной вере», в частности, которая, в отличие от веры внутрицерковной, не связывает себя с определённой христианской конфессией (по аналогии с бедным языком, бедной нравственностью и бедным искусством).
«Конечно, в России это следствие страшного XX века, когда люди были насильственно отторгнуты от веры, высокой культуры и других высоких истин, которыми русский народ жил почти тысячелетие. Мне кажется, в этом и кроется причина распространения "бедной веры"».
Но это слишком общее и весьма избитое утверждение. Откуда, в таком случае, взялась ни с того ни с сего сама эта «насильственность» в отторжении русского народа от высокой и богатой веры, культуры и прочих непреходящих ценностей?... Да и была ли она вообще, если многие из этого самого народа охотно громили церкви после 1917 года?

Я очень хорошо могу понять епископа, когда он там же продолжает:
«…есть общепринятая традиция: каждого человека, который приходит в храм, который далек от Бога и от знания истины, Церковь принимает с радостью и любовью как духовного младенца. И, конечно, заботится о нем и уделяет ему времени больше, чем зрелому человеку. Такие люди могут найти в Церкви любовь и заботу, к ним относятся очень терпеливо. Я сам прошел этот путь, у меня у самого была такая "бедная вера". Для того чтобы пойти по настоящему духовному пути, мне понадобилось очень много усилий и пришлось буквально выстрадать то, что я теперь знаю. Так вот, "бедного верующего" мы готовы не только с радостью встретить, но готовы помочь ему пройти по пути познания. Этот путь труден, но в конечном счете он ведет к богатству. Богатству, конечно, не внешнему, которое кричит о себе с обложек глянцевых журналов, а к богатству внутреннему, которое дарует радость полноценной жизни».

Но когда будущий епископ Пантелеимон, а до епископства Аркадий Шатов приобщался в 70-е годы к той ещё гонимой церкви, обстановка внутри неё была всё-таки во многом другая. Охотно могу поверить, что сам он прошёл именно через то, что здесь выразил. РПЦ в то время была беднее материально и финансово, но богаче духовно, хотя и тогда уже в ней копилось множество разных проблем. Но что осталось сейчас хотя бы даже от той церковной среды, за исключением отдельных маленьких и едва различимых островков?... «Бедная вера», как ни гляди, обусловлена этой самой бедностью или нищетой внутрицерковной. Тем самым обнищанием, которое выдаётся сейчас почему-то за истину. То есть, своеобразным торжеством нищеты в современном русском православии… Торжеством обскурантизма, невежества, формализма, превозношения перед окружающими христианами, не принадлежащими к православным, потребительского отношения к людям, властолюбия и прочих вещей, которых в окружающем мире сем и так хватает.

«Бедная церковь» может быть заинтересована лишь в этой самой «бедной вере». Когда люди приходят в храмы, как в магазины или целые «комбинаты религиозного обслуживания», и «удовлетворяют свои религиозные потребности». Когда перед ними намеренно выставляют прейскурант цен и услуг типа того, каким святым в каких нуждах надо молиться, сорокоусты, «святыньки», чтобы денежный поток от захожан/прохожан был неиссякаем. Когда священники-наёмники, или, по-современному, менеджеры-управленцы-бизнесмены, преспокойно трудятся на своих местах, а священники ответственные и совестливые, старающиеся быть добрыми пастырями, которых любят, удаляются из храмов без всякого основания и вопреки убеждениям постоянных прихожан.
Когда, в конце концов, многие из нас, находящихся внутри церковной среды, так или иначе занимаются своеобразной «рекламой» церковной жизни, притом не очень качественной! То есть, пишем и говорим о том, как в Церкви прекрасно и хорошо (как, в конце концов, в ней должно быть хорошо), а на самом деле лишь выдаём желаемое за действительное…

В тему об о. Михаиле Исаеве продолжают поступать комментарии от его знающих прихожан.
Вот последние:

Tatiana Mikhaylova

12 октября 2013, 09:05:46 UTC

согласна с тем, что место надо было освободить, или кому то он сильно "помешал": более кроткого и добродушного священника я не знаю, духовных чад столько, что к о. Михаилу на исповедь всегда была очередь и никому никогда он не отказал, стольким семьям помог и помогает!!!! и куда бы его не перевели духовные дети будут следовать за ним, так было всегда- народ тянется к БАТЮШКАМ,СТАРЦАМ даже если надо проехать 200 км и встать в 5 утра

13 октября 2013, 04:55:59 UTC

С Воскресным днем!
Скажите, пожалуйста, в каком приходе, храме служит о.Михаил? Многие прихожане храма Крылатского хотят к нему приехать и по-прежнему любят его.
Дайте, пожалуйста, адрес.

Ольга, прихожанка храма.

13 октября 2013, 19:50:58 UTC

В субботу была в Крылатском храме на вечерней службе, и остолбенела - в храме треть народу против того, что бывает обычно. Видно, все рванули к о. Михаилу. Даже и не думала, что у него столько чад, так как в храме, кроме настоятеля о.Георгия (Бреева), служат еще три священника. Проповедник о.Михаил прекрасный, и по бумажке свои проповеди никогда не читает. Как филолог скажу - владение языком изумительное, таких проповедников еще поискать. Я знаю много случаев, когда он на другой конец Москвы ездил причащать людей, которых никогда в жизни до этого не видел.
р.Б.Ирина

15 октября 2013, 09:00:34 UTC

Не можем остаться равнодушными к случившемуся. Я и вся моя семья являемся духовными чадами отца Михаила Исаева. Знаем его уже 13 лет, с самого начала его служения И лучшего батюшки не можем себе представить. Всегда внимательно выслушает, поможет, подскажет. научит. А уж о его кротости и смирении ходят легенды. И ни разу за все эти годы он никогда не читал проповеди с листа. Видимо то, что случилось - это от сильного волнения и ответственности перед тем, что ему доверили принять участие в службе со Святейшим. Иначе никак нельзя истолковать случившееся. И уж никак, зная отца Михаила, нельзя обвинить его в неподготовленности и безответственности. Я думаю, что под этими славами подпишутся все его духовные чада, которых у него сотни и сотни. Не зря к нему на исповедь выстраиваются огромные очереди. И он никогда и никому не отказал в помощи. Лучшего батюшку трудно себе представить. И очень жаль, что столько людей сейчас лишены духовного окормления. Ведь не каждый сможет поехать на службу далеко в область, особенно пенсионеры. Ни в коем разе не хотим обвинять Святейшего в несправедливости его решения, наверно у него были на это основания, просто думаем, что он недостаточно информирован о всех достоинствах отца Михаила. И от имени всех его прихожан просим: если возможно, верните нам нашего батюшку. Семья Волковых.


Может быть, однако, и не так уж всё плохо сейчас? И могло ли быть когда-то качественно лучше в рамках нашей общероссийской истории? Есть ведь и немало рядовых служителей и верующих, которые делают тихо разные малые добрые дела, молятся, переживают, но молчат. Или просто резкие негативные черты стали видны отчётливее при некоторой происшедшей в последние годы поляризации сил? Или мы сами, начинавшие 20 и более лет назад, были наивнее и по-неофитски восторженнее? В любом случае, кризис (то есть – суд, в буквальном смысле, над всей нашей церковностью) давно уже идёт, и он продолжается.
Tags: свет и тени в Церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments