pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Ну вот и критика подоспела…

От уважаемого kalakazo. Да еще в виде серии записей разных дней! Начато «за здравие», кончено, хм, соответственно... Благодарю в любом случае!
* * *
Православный священник Филипп Парфенов,
он же в инете pretre_philippe,
уже успел попасть "под раздачу слонов"
и угодить единовременно в три, а то и все четыре "расстрельных списка":
злоковарных кочетковцев,
лукавых меневцев
и просто церковных крипто-еретиков.
Так-то оно может и так
на взгляд православного традиционалиста,
для коего "хрен редьки не слаще",
но не совсем справедливо,
поскольку нет большей несхожести и агроменного разнобою,
чем между одним кутейным либералом
и архилибералом другим.
Либерализм в матушке России,
столь же тоталитарен
и нетерпим к чужому мнению,
как и самый зубастый духовный консерватизм,
и где два либерала случаем сойдутся,
там непременно соорганизуется две партии
и три Церкви: одна правильно либеральная - куда ходить следует,
другая - куда не следует,
третья, тож вроде как либеральная, но куда, тем паче
вход рукопожатным заказан на веки веков.
Падре Филипп Парфенов - самый что ни на есть
единственный, в том его и уникальность,
и подлинный последователь "философии свободы"
Николая Александровича Бердяева.
С появлением на печатном небосводе отца Филиппа
становится понятным и "тайнообразующий" замысел
кламарского затворника:
для того и завещал свой дом в Кламаре
Николай Александрович Бердяев
ни какому-нибудь зарубежному культурному центру,
а токмо Сергианской Церкви в СССР,
чтобы кто-нибудь из кутейников
былой матушки России
дочитал бы его до конца.
Отец Филипп - и есть тот самый русский поп,
дочитавший Николая Бердяева "до конца"
за те несколько лет
своего служебного пребывания
в Бердяевском доме
и своей книгой
"Торжество и нищета православия",
аки троянский конь,
привнесший в русские богословские мехи
свежую кровь "богословия свободы"...
===============================
Книга священника Филиппа Парфёнова
"Торжество и нищета православия"
запоздала с выходом,
как минимум на лет двадцать,
поэтому и не будет никем и никак замечена.
Появись она в начале 90-х,
от неё был бы тот же набатный резонанс,
что и от "размышлений о Церкви"
Александра Борисова "Побелевшие нивы".
Однако за эти два десятилетия
с нашей церковностью
многое, что произошло:
сама русская Церковь
аки Буриданова ослица,
малость помаявшись на перепутке дорог,
выбрала не свободу,
а чечевично-государеву похлёбку.
Вчерашние ревнители свободы
мутировали в ревностных строителей
православной империи.
Духовенство покорливо смирилось
с барским произволом
и холопским званием.
А сам церковный гегемон
замер в тихо квакающем болотце.
Как точно подметил ioann_vasilisk,
молвить нынче в церковных стенах
о "царственном священстве",
об участии лаиков в церковном управлении,
о клерикализме и долгополой охлократии,
о границах Церкви, о соборности,
о наследии Пом. Собора 1917-18 гг,
о сергианстве - все одно, что в доме повешанного
говорить о веревке...
http://kalakazo.livejournal.com/1185955.html?thread=16694435#t16694435
====================================
"Торжество и нищета православия" Филиппа Парфёнова
написано всё ещё молодым,
но уже, по всей видимости, "подуставшим" священником.
В ЖЖ pretre_philippe
ещё несколько лет назад
то и дело появлялись
рецепты "спасения" церковной Системы:
резко сократить храмовые службы,
перетолмачить их полностью на русскую мову***,
отменить неканоническую исповедь перед причастием,
перевести рельсы с православной аскетики
на евхаристичекое возрождение и прочае.
В книге отца Филиппа и тени не осталось
от былого младореформаторского зуда.
Будучи вот уже десять лет
заштатным попом,
падре Филипп помогает исповедовать
в самых крепко либеральных церковно-московитых общинах,
где и причащаются каждую неделю,
и образовательный ценз прихожан
намного выше средняго.
И что же? Всё более пристальному взгляду
пытливого священника
становится очевидным,
что даже в самых "просвещенных" столичных общинах
велие количество "жестких" и просто одичалых прихожан,
кропотливо отцеживающих постного комара,
но у себя дома - элементарных деспотов и садистов,
для которых евангельская заповедь о любви к ближнему
просто пустой звук.
"Евхаристическое возрождение"
и у либералов "не работает",
а сама церковная жизнь
открывается все той же пресловуто-модной
"корзиной духовного потребления"...
=====================================



Пройдя свой путь до половины...

kalakazo
September 18th, 7:29
"Торжество и нищета православия" - своего рода "подведение итогов"
четвертьвекового пребывания в лоне русской Церкви,
в конце 80-х обратившегося к Православию,
восторженного юноши-биолога.
Однако в самой книге уже нет и следа
ни от мажорных фанфар от "небывало духовного возрождения",
ни от активисткого труляляйства
в духе советского "комсячества".
"Торжество и нищета..." - печальная книга
с запахом стылой осени на церковном дворе и опавших листьев,
глас не юноши, но зрелого мужа:
"Пройдя свой путь до половины...".
В ней множество пытливых вопрошаний
о судьбе русской церковности,
на каковые сам отец Филипп не дает никаких ответов.
Опыт долгополого Всезнайки,
выдающего всем и вся
на все духовно вопросительные знаки,
моментальные ответки,
каковой, по неофитству, проходят
почти все "паси овец пастыри",
автор сей книжицы благополучно перерос.
Вместо него наступило время или бремя
задавать "проклятые вопросы"
и не давать на них ответов,
поскольку любой, даже самый робкий ответ,
может стать приговором
и собственному духовному пути,
и нашему "историческому православию".
Менее всего патера Филиппа,
при его упорливом рационализме,
можно упрекнуть в склонности к мистицизму,
однако и здесь бывшего ученого мужа
одолевают почему-то ныне апокалипсные тревоги:
"Мне все чаще приходят мысли в последнее время, что "тайна беззакония", о которой ведет речь апостол Павел в 2 Фес. 2, 3-8, раскрывается именно в Церкви, и грядущий антихрист возникнет в последний момент именно в ее среде. Это по аналогии с тем, как Христос обличал возненавидевших Его иудеев: "Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего" (Ин. 8, 44). А ведь иудейская религия на тот момент представляла собой максимально истинную по отношению ко всем прочим верованиям!
То есть Церковь есть не только место спасения людей, присоединяющихся к ней, но также арена поляризации сил света и тьмы, служащая к погибели некоторых ее членов, выбравших и возлюбивших путь тьмы... В конце концов, Иуда был в числе избранных ближайших учеников Христа. И дело не только в том, что среди служителей Церкви может быть иудой каждый десятый-двенадцатый! Другое искушение состоит в том, что в практической жизни Церковь, не как Тело Христово, а как организация, в ряде черт вполне напоминающая многие другие земные учреждения, неустанную проповедь Христа часто невольно подменяет проповедью о самой себе, то есть о церковности как совокупности определенных правил и предписаний..."
цит. по http://pretre-philippe.livejournal.com/17521.html

Златые уста у тебя, отче Филиппе...

kalakazo
September 22nd, 8:49
И под конец немного "критики" на достолюбезного Филиппа Парфенова.
Его книга "Торжество и нищета православия"
писана свойственным представителям "точных наук",
непрозрачно аморфным
и, по выражению Дмитрия Сергеевича Лихачёва,
мудрено "птичьим" языком:
"На самом же деле Христианство антиномично и парадоксально
в той своей противоречивости. Оно равновесно в ней..."
"Торжество и нищета православия", 166 стр.
Последнее, кстати, даже не из ученой статьи,
а из проповеди отца Филиппа пред народом:
"Златые у тебя уста Иоанне, но мы тебя совсем не понимаем!"
Добрую половину книги занимают цитаты -
на одну страницу, на две страницы, а то и на две с половиной -
падре Филипп точно прячется за ними,
аки страус в камышах.
Но и сам авторский текст,
соединяющий одну цитату с другой,
тоже следовало бы кавычить,
поскольку представляет собою пересказ
старых, как начало прошлого веку,
мыслей представителей
русского серебряного веку
все из тех же Религиозно-философских собраний.
"Торжество и нищета православия", к сожалению, мало оригинальна
и к тому же писана примерно так, как пишутся ученические диссеры
про прокатку металлов или африканских приматов,
что и оставляет её, к великому сожалению,
как без отзывов, так и почти без читателей...

Между двух стульев...

kalakazo
September 22nd, 21:12
Закрываешь книгу священника Филиппа Парфенова
"Торжество и нищета Православия"
с велием недоумением: книга напрочь лишена
примет дня сегодняшнего,
она до удивления "антиисторична"
и точно писана не моим современником,
а далёким и уже давно упокоившимся предшественником.
Ежели разрозненные листы "Торжества и нищеты..."
случайно обрести на улице,
то по архаике
можно с уверенностью догадаться,
что их авторство принадлежит,
возможно, какому-то церковному мечтателю,
на парижском чердаке
ваявшему свой труд
между первой мировой и второй войною.
"Торжество и нищета Православия" -
шедевр кутейной самоцензуры и
"наступания на горло собственной песне",
филигранного балансирования
между беспощадной критикой "исторического христианства"
и безупречным блюдением "корпоративной этики".
Что-что, а сора из церковной избы
не вынесено никакого,
"Торжество и нищета Православия" -
печальный диагноз и приговор
нашему православному либерализму:
беззубому, безликому,
приспособо-конформистскому,
гусей не дразнящему
и всё время пытающемуся
усесться между двух стульев...

Примечание:
***Ну вот это совсем не точно: нигде я не писал ни о радикальном сокращении служб, ни о полном переходе на русский яз., а лишь всегда выступал за многообразие практик и за саму ВОЗМОЖНОСТЬ служить на современном русском, при сохранении и церковнославянского, само собой!
Tags: жизнь церковная, книжная полка, личное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments