pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Комментарий епархиального работника провинциальной епархии.

Из взаимной переписки. Мне случается переписываться со многими разными людьми, в том числе на днях написал мне и этот раб Божий. Пожелавший, естественно, остаться анонимным. Поэтому оставляю всё то, что не касается его самого и некоторых специфических черт конкретно его собственной епархии.
=====================================================================================
""Много раз приходилось мне слышать эту аргументацию: власть архиерея сильна до тех пор пока на приходах не развито общинное сознание, по мере роста самостоятельности он начинает "мешать" и т.д.

На самом деле архиерею сильная сплоченная община выгодна. Это прекрасно знают и ощущают те приходы и их настоятели, которые ходят у данного владыки в "любимчиках". Да, случается что архиерей грубо разрушает сложившуюся вокруг пастыря приходскую "семью". Обычно это бывает в двух случаях.

Первый: архиерей, особенно молодой, только-только прибывший на самостоятельную кафедру, обнаруживает, что его паства разделена партии, едва ли не враждующие. Конечно, он постарается эту партийность разрушить, кого-то наказать или перевести. Со стороны прихожан начинаются коллективные письма, иногда с публикацией в местных газетах, но постепенно шатание успокаивается. Таким владыкам можно пожелать мягкости, но логика ясна: если не делать ничего, можно полностью потерять управление. Не то же ли самое делает обычный светский начальник, едва назначенный в конфликтующий отдел?

Второй вариант – угроза общественного скандала. Архиерей не боится нелицеприятных разговоров в своем кабинете, собрав за столом десяток человек, готов приехать для выяснения обстоятельств на приход. Пожалуйста, на беседу могут прийти все желающие. Но это боязнь не открытости, а информационной войны. Когда в СМИ статью напишет неблагожелательный журналист, а под ней оставят бранные автографы сотни троллей. Кому же хочется ввязываться в войну?

На самом деле, из опыта я бы заключил, что основная масса конфликтов имеет финансовые корни. Все дело в бухгалтерской неразберихе, царящей на приходах, архиерей это понимает, и просто называет нужную ему сумму. Нет, вовсе не на мерседес, а на памятник какой-нибудь или на хор детской патриотической песни. Сам я веду проект, предполагающий регулярное финансовое участие приходов, и из опыта так же знаю, что на многие распоряжения настоятелям плевать. С первого, со второго, с десятого раза. В результате вопрос решается полюбовно, в самом буквальном смысле: архиерей наконец-то верит, что денег больше нет, а настоятель что-то уступает.

Нормальной бухгалтерии, как в обычной светской (пусть даже общественной) организации, в Церкви не было никогда. Таков менталитет, и никакими реформами его сходу не переломишь. И потом мы знаем не только минусы, а и плюсы этой системы. Это возможность достать из кармана пятисотку и дать ее бедному, в провинции на эти деньги можно питаться дней десять. А если приходское собрание начнет устраивать по всякому поводу гвалт: "Это вы, батюшка не тому дали, он пьяница, а Марь Иванне поросят кормить нечем.." "Пещись о столах" – дело хлопотное и чреватое конфликтами, известно с апостольских времен.

Зато (пусть по той же самой боязни скандала) архиерей не пропустит никакого криминала. И священник, впавший в блуд, отправится заштат. В лучшем случае, если обвинение сомнительное, через пару месяцев его восстановят на каком-нибудь дальнем приходе. То же самое, правда с некоторыми исключениями, касается любителей скоростных постригов в монастырях, борцов с ИНН, мировым масонством и т.д.

С другой стороны, я прекрасно понимаю, во что может превратиться "сильный приход", предоставленный самому себе. Когда настоятель превращается в "малого архиерея", а заодно царя и судию. Или, что хуже, но одновременно и вероятнее, вялый, уставший, пьющий настоятель в окружении вечно взбаламученных приходских теток... С юродивой "старицей" во главе. Такие случаи известны. В результате треть прихожан уходит в соседний храм (в тот, где пока нет "по-семейному" устроенной общины, и клирики часто меняются, в кафедральный собор например). С годами опустевшие места заполняются, обстановка на приходе нормализуется.

Все это можно покрыть благодушными словами о том, что подобного быть не должно, что община должна быть скреплена любовью. Все так. Церковь – врачебница, Спаситель – наш Врач, Таинства – лекарства. Вот только мы буйные и норовим подраться у процедурного кабинета...

Наконец, о поводе для "гонений", о пресловутом "обновленчестве". У нас в городе есть священник-миссионер, который к праздникам издает брошюры с текстом службы, параллельно переведенным на русский язык. А на Пасху он останавливая службу, призывает всех: "Ну-ка целуйтесь! Целуйтесь, что стоите!" Батюшку часто показывают по местному ТВ. У него с архиереем отличные отношения (еще бы, приход генерирует массу молодежных инициатив, например). За брошюрками с переводом к нему ездят со всего города. Но... число чад у него, кажется, достаточно стабильно. Потому как взгляды у него относительно либеральные, а вот нрав.. совсем не либеральный)) А целоваться во время Литургии лично мне, неженатому человеку, как-то смутительно. С юными девушками неловко, а с прочими неинтересно)))

И потом то самое нецерковное общество, которое мы призваны "идти и научить", ждет от нас не этого. Мы показываем ему батюшку, который выращивает зимой арбузы, батюшку, который сочиняет рок-музыку, батюшку, который способен пройти на руках по карнизу. А люди ищут святости. Разве не её мы искали, приходя в Церковь в начале 90-х (в Вашем случае может быть и раньше) – радовались сложностям церковно-славянского языка, читали по ночам "Добротолюбие", страшились нарушить малейшее батюшкино благословение? Да в опреленном смысле это было доверчивое церковное "детство". Пусть теперь мы повзрослели, но какими циничными и несчастными остались бы мы без него! Теперь же мы, призванные точно так же дарить кому-то святость, вместо этого говорим: "Расслабься, святость это у пустынников, а у тебя – сублимированные комплексы. Лучше сходи-ка ты с приходским строем в детский дом, выполни план по социальному служению".

В себе мы святости не имеем, и единственным источником ее является Евхаристия. Как бы меня не раздражала суеверная черная бабка, я не могу ненавидеть ее, подходя к Чаше, потому отвергнув ее, отвернусь и от Спасителя. Проще съесть горстку земли с чудотворной могилки, раз она ее тоже ест, поступив по слову апостола. А если за бабку, то и за архиерея, за губернатора, за властей и воинство, которых мы поминаем в молитвах, верю, без лицемерия...""
Tags: жизнь церковная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments