pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Благословение Божие и мнения людей

Что мы знаем об Иоакиме и Анне, родителях пресвятой Девы Марии? Почти ничего достоверного, кроме того, что они дожили до немалых лет, большую часть своего брачного союза пробыв бездетными. В глазах патриархального, традиционного израильского общества той эпохи это было знаком отвержения, не-благословения Бога. Поскольку с первых строк Писания всем был известен Божий призыв «плодитесь и размножайтесь». Неуютно им было чувствовать себя и перед окружающими, и наверняка друг перед другом в какие-то моменты. Но они сумели сохранить свой союз, хотя Иоаким мог бы просто оставить свою жену и взять себе другую, как это и тогда могло случиться (см. Второз. 24, 1), и сейчас нередко происходит. Сумели, вопреки общественному мнению, вопреки всей очевидности, когда годы шли, они старели, но никаких детишек не получали. Чисто библейская ситуация, как у Авраама и Сарры, Иакова и Рахили или у Анны с Элканой (1 Цар. 1, 5-11).

Почему некоторые праведники, в частности, семейные пары, так жёстко испытывались? Никогда не было на это ответа. Но из всех подобных историй можно вынести то, что все жёсткие испытания для них в конце концов оборачивались обильными благословениями. Можно даже сказать, что в этих самих испытаниях они уже оказывались благословенны, когда сохраняли верность и Богу, и друг другу. Что сейчас чаще всего называют любовью? Обыкновенную влюблённость, которая может быть бурной, страстной, до острой психологической и прочей зависимости друг от друга, но проходят годы, она притупляется и может исчезнуть вообще. И когда она исчезает, то думают, что исчезла любовь.

Но еще один советский поэт, Степан Щипачёв, как-то написал:
Любовью дорожить умейте,
С годами дорожить вдвойне.
Любовь – не вздохи на скамейке
И не прогулки при Луне.

Написал ведь кратко и точно. Его можно дополнить в том плане, что ей не только надо уметь дорожить, но её испрашивать надо как дар свыше. Вымаливать посреди постигающих нас неурядиц и испытаний. Поскольку к нашей собственной любви сколько всего разного постороннего, ненужного и даже отравляющего взаимную жизнь примешивается (ну хотя бы эгоизм). При венчании одна из молитв чинопоследования брака как раз призывает: «Благослови их, Господи Боже наш, как Ты благословил Авраама и Сарру… Благослови их, Господи, Боже наш, как Ты благословил Иоакима и Анну». Интересно, а КАК Господь в самом деле благословил тех праведников, пример которых вспоминается при каждом венчании? Сначала испытаниями, причём весьма долгими, а потом известно, как… К счастью для молодожёнов, они обычно не могут вникать во всю парадоксальность и возможную глубину этой фразы. Иначе не многие бы отважились на венчание! ;))

И, похоже, обильные дары с благословениями без испытаний как-то или не получаются вовсе, или не ценятся, не считаются за таковые. А сами благословения на первых порах могут, наоборот, восприниматься как отвержение, как проклятие. «За что мне?», «Почему я?» - эти вопросы слышишь или читаешь сотнями, тысячами. Это может быть и бесплодие, и болезнь, и бедность, слабоумие, и многое другое. Парадокс тут ещё и в том, что сами эти явления в глобальном масштабе, конечно же, не могут быть благословениями, иначе человечество бы всё быстро вымерло. Но в каждом отдельном случае это может быть как раз таким вот особым, необычным и нетипичным благословением. Тут только вера как доверие Богу может раскрыть глаза и поддержать скорбящего человека…

В конце концов, можно вспомнить и Самого Христа, о Котором пророчествовал Исайя (гл. 53):
«…Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
3 Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
4 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились».

И ещё: «Проклят всякий повешенный на дереве» (Второз. 21, 23). Преобладающее религиозно-общественное мнение тогда именно так и думало об Иисусе распятом. Но это дерево стало для всего человечества невиданным и неслыханным до того благословением!

Обычно опыт показывает, что после подобных рассуждений кто-то из читающих непременно станет брать всё написанное на свой счет или пытаться доказывать себе ли, написавшему ли, что как же в его/её случае это может быть и возможно ли оно вообще. Ничего не могу отвечать на это! Это просто мысли, обращённые даже к самому себе в первую очередь.
Tags: богослужение, жизнь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments