pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О прощении обидчиков, врагов и т.д.

Часто можно слышать переживания по поводу того, что трудно прощать обидчиков. Разумеется, это так. Более того, своими силами их простить полностью просто невозможно. Кроме того, под прощением/непрощением часто понимаются совершенно различные вещи или состояния души. Одни, например, считают, что простить – значит полностью забыть прошлое. Другие – что не попрекать этим прошлым и не показывать, что оно было между мной и моим обидчиком. Третьи – что прощение возможно тогда, когда сам обидчик осознал свой поступок и просит об этом прощении. Четвёртым легче простить, когда они поймут мотивы обидчика, хотя бы отчасти. И каждые по-своему правы. Наверно, прощение включает это всё, но, кроме того, имеет свои степени, которых может быть неопределённо много, подобно тому, как нет предела совершенства в любви. А прощение всё-таки связано с любовью. Нет любви к человеку – нет и полного прощения. А любовь, преизливающуюся из сердца, так просто, своими собственными силами, из себя не выдавить.
Но в сегодняшнем воскресном евангельском чтении (Мф. 18, 23-35), где идет речь о прощении, есть несколько деталей, на которые обычно почему-то никто не акцентирует внимание.

А между тем, текст притчи о двух должниках достаточно прозрачный.
Первый должник, с которого царь хотел было потребовать 10000 талантов, умолял о прощении долга (сумма явно фантастическая и невероятная, поэтому здесь, конечно же, напрашивается вывод о гиперболе. С другой стороны, это число упоминается один раз в книге Есфирь 3, 9, что весьма символично: это цена истребления всего народа Израильского, задуманного Аманом!). Это прощение он вымолил. Но этому же должнику другой был должен 100 динариев – сумма не фантастически большая, но и не маленькая, учитывая, что 1 динарий был вполне типичной оплатой трудодня в поле (см. Мф. 20, 1-15). То есть, заработок практически четырех месяцев. Что же делает первый должник, которому простил царь, в отношении второго? Он начинает настаивать на немедленной отдаче долга, а когда второй умолял потерпеть и подождать, первый сначала схватил его, стал душить, а потом добился, чтобы того засадили в тюрьму. Понятное дело, это вызвало у окружающих возмущение, царю донесли, и первый получил той мерой, какой мерил своего собственного должника. Здесь всё, как видим, довольно просто! С нас достаточно, если мы не душим своих обидчиков словесно и не отплачиваем им той же мерой. Это – своего рода необходимое условие и достаточный минимум.

Другое дело, что и при соблюдении этого минимума наша память вместе с общим настроением может «кровоточить» примерно так же, как непросто заживает какая-нибудь телесная рана после травмы, пореза, перелома или чего-нибудь еще подобного. И уже на всю оставшуюся жизнь после заживления раны будет рубец или шрам. Такова жизнь! Здесь нельзя говорить просто о непрощении. Скорее, можно признать в себе неполноту этого прощения примерно так же, как мы можем признать в себе неполноту любви к нашим врагам, для которой нет никаких пределов, если она божественна по своей сути. Но тут уже «не все это вмещают, но кому дано». В жизни всегда находились примеры удивительной высоты в прощении врагов (Преп. Серафим Саровский к избившим и покалечившим его разбойникам, Вел. Княгиня Елизавета Федоровна в отношении убийцы своего мужа, папа Иоанн-Павел 2-й к покушавшемуся на его жизнь и т.д.). Но без вдохновения свыше здесь не обойтись. А для большинства христиан остаётся само желание простить или отказ от мщения, - ведь Бог приветствует и намерения... Тут важно ещё помнить, что каждый из нас может оказаться в положении невольного врага или должника кому бы то ни было, и в таком случае как бы мы хотели, чтобы с нами поступали, если нас рассматривают в качестве именно этих должников?.. Не обязательно ждать от них любви, если мы сами не очень-то любим своих врагов, но можно ждать справедливости на уровне закона – мы имеем на это полное право, если сами справедливы к другим.
Tags: библия, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments