pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

«Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов…» Небольшие размышления.

Из воскресного апостольского чтения (1 Кор. 4, 9-16):

9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.
10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,
12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;
13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.
14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.
15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.


Для разнообразия приведу другой вариант перевода, из «Еврейского Нового Завета» Дэвида Стерна:

9. Так как я полагаю, что Бог на этом «параде» поместил нас, посланников, в хвосте шествия, подобно людям, приговорённым к смерти на арене: мы стали зрелищем для всей вселенной, как для ангелов, так и для людей.
10. Ибо ради Мессии мы глупцы, но, будучи едины с Мессией, вы мудры! Мы слабы, но вы сильны; вы в чести, а мы в бесчестии.
11. До сих пор мы испытываем голод и жажду, одеваемся в тряпьё, с нами дурно обходятся, мы скитаемся,
12. тяжёлым трудом зарабатываем себе на существование. Когда нас проклинают, мы благословляем; когда нас преследуют, мы миримся с этим;.
13. когда на нас клевещут, мы продолжаем взывать. Мы словно сор этого мира, отбросы земли - да, до сих пор это так!
14. Я пишу это не для того, чтобы пристыдить вас, но обращаюсь к вам, как к своим любимым детям, чтобы вы изменились.
15. Ибо, если у вас даже десять тысяч наставников в том, что относится к Мессии, у вас не так много отцов; так как посредством Доброй Вести я стал вам отцом в том, что относится к Мессии Йешуа.
16. Потому я настоятельно советую вам подражать мне.

Стих 4, 15 в общеупотребительной полемике с некоторыми протестантами обычно указывается в качестве доказательства того, что титул «отец» (а фактически это условный титул, обозначающий должность или сан служителя) вполне допустим и уместен, что призыв Христа «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23, 9) нельзя понимать строго-буквально, поскольку буква убивает. В общем, это отчасти так, поскольку тогда и своих родных отцов, следуя этому призыву, нельзя было бы называть отцами. Но стих 1 Кор. 4, 15, тем не менее, свидетельствует также скорее против общеупотребительной и давно укоренившейся массовой практики во многих церквях называния духовных лиц отцами. Поскольку кто может из тех, кто наставляет сейчас (наставников-то разных и теперь хватает), сказать, подобно апостолу Павлу, что он действительно родил кого-то благовествованием во Христе? Но если и родил кого-то, то для того он и стал отцом по духу, тут нет сомнений. Но это рождение не может быть привязано просто к сану и должности. Должность (сан) – из области институциональной, законно-правовой, а рождение – в Духе Святом, Который «дышит, где хочет». Во всяком случае, для того, чтобы в Павловом смысле иметь право называться отцом, это право нужно заслужить и выстрадать! А его с некоторых пор присвоили каждому, кто имеет рукоположение, начиная с диаконского, или даже простой постриг в рясофор юного 20-летнего послушника.

Разумеется, Иисус в этом контексте обличения книжников и фарисеев, присвоивших себе право быть духовными вождями Израиля, и отклоняет их претензии на то, чтобы называться учителями, наставниками и отцами. Да, здесь действительно один у нас главный и единственный учитель, наставник и отец, а остальные могут уже называться таковыми лишь постольку, поскольку подражают Христу или подражают тому, кто показывает пример жизни во Христе. И вообще, не повторяет ли почти во всём современное институциональное священство тех же книжников и фарисеев, тех же священников и левитов с их разными запретами и регламентациями, по поводу чего в Евангелии сказано не так уж мало? Разумеется, без институций никак не обойтись в любом случае, но для чего всё-таки приходил Христос?... Для того, чтобы всё возвратилось лишь «на круги своя»? Понятное дело, что многовековая традиция слишком прочно въелась в церковный быт, чтобы ей можно было сейчас сопротивляться, но носители сана должны, разумеется, понимать всю условность и зыбкость общепринятого обращения к ним «отец». И уж никак не реагировать и не возражать на то, что кто-то, допустим, их отцом не назовёт.

То же касается и общепринятого обращения к архиереям «владыка». Уж тут тем более – один у нас Владыка, неба и земли! Но вроде бы хотя и мелочь, закреплённая всего лишь в словах, но на практике она закрепляет нечто большее и даёт повод к возношению, самовозвеличиванию и прочим малосимпатичным последствиям, как для самого «отца»/»владыки», так и для окружающих. Ибо природа человеческая у всех одинакова в том смысле, что подвержена слабостям и грехам – и у архиереев, и у священников, и у рядовых христиан.

И возникает, в самом деле, вопрос: а кто теперь мудр, и кто безумен во Христе? Кто немощен, а кто крепок? Кто в славе и кто в бесчестии?.. Апостол Павел говорит о христианах фактически как приговорённых к смерти, они – смертники, ведомые на казнь. Сейчас такие – в той же Сирии, где конца не видно гражданской войне, в Египте, в Ираке, Иране, Пакистане, Саудовской Аравии (если там вообще они есть)… Неужели для того, чтобы заслужить звание просто христианина (не говоря уже отца), нужно находиться в условиях, предполагающих исключительно притеснения и преследования?

P.S. Еще добавление, сделанное несколько часов спустя.
Допустим, все бы договорились дружно и стали пунктуально называть друг друга братьями, в точности, как велит Евангелие. Что бы принципиально изменилось в нашем мире, в церквях, где на практике царит далеко не братская атмосфера, где братолюбие вовсе не процветает? А ничего существенно нового по сравнению с тем, что есть сейчас. Была бы та же условная терминология с похожей условной символизацией, когда реальность изображается, а не является. Когда нет при этом глубины в отношениях с Богом и друг с другом. Вот если есть глубина, то там является и сама жизнь, там Дух расставляет многое на свои места, и тогда всем словам возвращается их подлинное значение и звучание. Тогда можно называть друг друга и братьями, и отцами, кто что являет и кто кем является по сути в своей жизни. В противном же случае всё будет оставаться либо на уровне закона (внешне наложенных обычаев и правил), либо на уровне тех же условностей и символизаций.
Tags: библия, жизнь церковная, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments