pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Из беседы преп. Серафима с Н.А. Мотовиловым

Господь открыл мне, что вы, ваше Боголюбие, с ранних лет введены Провидением Божиим в круг духовных людей и многих великих особ, даже и архиереев, и неоднократно спрашивали: «В чем состоит цель жизни христианской?» Но они вам того никто не разъяснили и даже сердились на вас и говорили, что вы заняты не богоугодным любопытством, и неправильно приводили вам слова Священного Писания, говоря: высших себя не ищи! А это происходило оттого, что они хотели скрыть через то духовное свое невежество и не истинно говорили вам: «Ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, делай добро – вот тебе и цель жизни христианской». Но они это не так, как следовало, вам растолковали.

Если вдуматься и назвать вещи своими именами, то в этих словах - довольно суровый приговор всей нашей синодальной и прочей многовековой церковности с её укладом и бытом.
Фактически, можно быть православным по традиции, вполне церковным человеком по внешним признакам, но при этом не быть христианином по существу, что происходило с большинством наших предков, включая духовенство, и продолжается сейчас. Воистину, "малое стадо"... И кто принадлежит к нему в таком случае?
Но даже то самое "стяжание Духа Святого", о котором говорит преподобный, то самое обожение, как об этом же говорили святые отцы до него, можно также понимать превратно, вполне себе индивидуалистически и эгоистически. Приходить в храм для причастия не с тем, чтобы быть в реальном живом единстве с окружающими людьми, а чтобы "освятиться" и уйти. Индийские йоги, в таком случае, в сотни или тысячи раз "обоженнее" многих православных! У них и техника есть соответствующая, и методики, и учителя-гуру, и преемственность в традициях.

А ведь всего-навсего преп. Серафим истолковал притчу о талантах из 25-й главы от Матфея. Он был из курских купцов, так что этот евангельский образ был ему особенно понятен и близок.
Нам что-то вручено Богом, дано изначально. Мы призваны это умножить, пустить в оборот. Это возможно не иначе, как в общении, во взаимодействии друг с другом, как совершается купля-продажа и достигается прибыль. Так, в церковной среде, мы можем расти и умножать свои дарования только лишь в служении друг другу. И тогда раб, умноживший таланты, услышал ответ: "хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего". Разумеется, своими силами стяжать Дух Святой невозможно. Но, будучи открытыми друг другу в разнообразных служениях и помощах, мы становимся более открытыми и для воздействия Духа. Верность в малом привлекает к человеку большие дары, подаваемые свыше.
Tags: богослужение, жизнь церковная, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments