pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Высшая власть в РПЦ и других поместных православных Церквях: характерные отличия

Разумеется, отличия не в пользу нашей!
Оригинал взят у ioann_vasilisk в Высшая церковная власть в Поместных Православных Церквах.

Еще в феврале, после печального Архиерейского собора-2013 мне посоветовали составить справку, в отношении управленческих противовесов патриаршему (или предстоятельскому, если таковой не носит титул патриарха) единоличию и органов высшего церковного управления во всех поместных церквах. Наконец-то, появилось время это сделать.
Итак, разберем в соответствие с диптихом, принятым в большинстве поместных церквей.


1). Вселенский (Константинопольский) Патриархат.

Предстоятелем Церкви является Патриарх, официальный титул которого «Его Божественнейшее Всесвятейшество, Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Всесвятейший Вселенский Патриарх». При Патриархе существует Священный Синод, состоящий из 12 митрополитов и нескольких архимандритов. На сегодняшний день они не могут представлять все епархии, находящиеся в юрисдикции Константинополя, т. к. членами Синода могут быть только турецкие граждане. Всякое решение принимается Патриархом в присутствии и с согласия Синода. Синод заседает каждую неделю. При Синоде существует множество комиссий, занимающихся межправославными и межхристианскими связями, каноническим правом, финансами, диаконией (миссионерской деятельностью и социальным служением). В то же время Патриарх избирается не Святейшим Синодом, а Главным Синодом, который объединяет всех архиереев Патриархата.
( по материалам
http://rudocs.exdat.com/docs/index-166046.html?page=2#5797561 )



Т.е. как видим, что Поместный Собор в КонстПЦ отсутствует. Но обращаю внимание на то, что что эта церковь не знает такого понятия, как "Архиерейский Собор". То, что мы называем Архиерейский Собором, называется главным Синодом. Этот Синод (Σύνοδον) не претендует на право называться Собором (Σύναξις) со всеми вытекающими обстоятельствами.

Также следует отметить, что в КонстП отсутствует патриаршее единоличие.  Патриарх в их понимании -  это "прежде всего правящий епископ Константинопольской епархии. Как Патриарх, он возглавляет Священный Синод Константинопольского Патриархата. Его место как Председателя в Синоде, а не над Синодом. Патриарх без согласия других членов Синода не может продиктовать какого-то постановления. Как и другие епископы, он не может вмешиваться в дела чужих епархий, и даже служить в них не может без приглашения местного епископа. Представьте себе: сегодня Халкидонская епархия — часть современного Стамбула. Каждый раз, когда Вселенский Патриарх желает там служить, он, как правящий епископ Константинопольской епархии, просит благословения Халкидонского митрополита, и только по его приглашению может служить в храмах Халкидонской епархии! То же самое относится и к любой другой епархии Вселенского Патриархата."
http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1986/

Здесь мы сталкиваемся с немного иной моделью управление Поместной Церковью, отличающейся даже от постановлений Собора Российской Церкви 1917-18 гг. Каждая епархия рассматривается в первую очередь как местная Церковь, и только во вторую очередь уже как административная единица Патриархата. Имеет место чин интронизации епископа на кафедру. Именно поэтому имя Вселенского Патриарха, как правило, не возглашается за Божественной литургией в каждом храме, оно обязательно возглашается только епархиальным архиереем на Великом входе и на "И всех и вся". Участие лаиков в церковном управлении осуществляется, в первую очередь, на уровне прихода и епархии.

2. Александрийский Патриархат.

Каноническое устройство почти аналогично Вселенскому:
"Александрийская Православная Церковь управляется патриархом. Под его председательством действует Священный Синод, членами которого являются митрополиты. Церковь организована как Патриархат состоящий из епархий - архиепископии, управляемой патриархом, а также ряда митрополий и епископий. Существуют также титулярные кафедры."
http://drevo-info.ru/articles/7.html
Патриарх избирается так же, как и в КонстП, полным Синодом.

3. Антиохийский Патриархат.

Главное отличие от двух предыдущих в том, что Синод один, а не два, объединяющий всех правящих архиереев и собирается, в соответствии с древними канонами, один раз в год - после Пасхи.

4. Иерусалимский Патриархат.

 Каноническое устройство Иерусалимской Православной Церкви схоже с уставом РПЦ 1917-18 гг. :
"Высшим органом церковного управления Иерусалимского Патриархата является Поместный Собор и Священный Синод. Священный Синод собирается часто, почти каждую неделю. На этом совещательном органе решаются практически все текущие вопросы различной сложности. Кроме Синода, существуют Комитеты: по вопросам Святых Мест, Экономический, Финансовый, Ревизионный, Земельный, Образовательный комитет восточного берега, комитет кладбищ и церковный суд."
http://ru.orthodoxwiki.org/Иерусалимская_православная_церковь


5. Русская Православная Церковь.

Здесь, как мы знаем, в соответствие с новой редакцией устава, высшей церковной властью фактически является Архиерейский Собор: в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских, административных и иных вопросах, касающихся как внутренней, так и внешней жизни Церкви.             
Поместному Собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вопросах избрания Патриарха Московского и всея Руси и ухода его на покой, предоставления автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви, а также в рассмотрении тем, перечень которых определяется настоящим Уставом, однако все архиереи — члены Поместного Собора составляют Архиерейское Совещание. Совещание созывается председателем Собора по его инициативе, по решению совета Собора или по предложению не менее 1/3 архиереев. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Поместного Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковного мира и единства. Если какое-либо решение Поместного Собора или его часть отвергаются большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство присутствующих на Поместном Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения.
Т.е. по факту даже в самом Поместном Соборе все решения принимаются, де-факто, епископатом.
Также следует отметить, что Патриарх Московский и всея Руси, в отличие от, например, Вселенского Патриарха не должен испрашивать благословение на служение в пределах другой епархии у ее правящего архиерея или даже в пределах автономной или самоуправляемой церкви у ее предстоятеля и фактически может вмешиваться в дела других епархий.

Также, является весьма сомнительной с канонической точки зрения русская практика целование архиереем руки Патриарха.

6. Сербская Православная Церковь.

Высший орган церковного управления СПЦ называется по русской традиции Архиерейским Собором, однако само устройство ближе к Константинопольскому. При Патриархе действует Постоянный Священный Синод, члены которого избираются Архиерейским Собором. Патриарх, так же как и в КонстП, является в первую очередь правящим архиереем своей епархии - Белградо-Карловацкой митрополии. Богослужения, совершаемые Патриархом, не имеет особых отличий и именуются архиерейскими.

7. Румынская Православная Церковь.

Каноническое устройство этой Поместной Церкви значительно отличается от всех перечисленных поместных церквей.

"Предстоятелем Церкви является Патриарх. Священный Синод, состоящий из всех архиереев, является высшим решающим органом в области догм или канонов. Центральным представительным органом Румынской Церкви, который решает административные и экономические проблемы, является Церковное Народное Собрание, составленное из членов Священного Синода и из трех представителей каждой епархии (один клирик и два мирянина), избранные каждые четыре года местными епархиальными собраниями.
Высшим административным органом как для Синода, так и для Церковного Народного Собрания, является Церковно-Народный Совет, в состав которого входят три клирика и шестеро мирян, избранные Церковным Народным Собранием на четыре года, а также административные советники, в качестве постоянных членов.
Румынская Православная Церковь разделена на митрополии. В состав митрополий входят епископские и архиепископские епархии. В диаспоре Патриархат также включает в себя отдельные митрополии, архиепископии и епископии."
http://drevo-info.ru/articles/12.html
Патриарх избирается Церковно-Народным Собранием.

Структура, как видим, очень необычная. Присутствует некоторое разделение властей. Участие мирян в церковном управлении достаточно большое. Власть Патриарха также не распространяется на другие епархии, чин интронизации епископов также существует. Отдельного внимания заслуживает система митрополий (именно румынский опыт был воспринят Русской Церковью в 2011 году). Примечательно, что правящий архиерей в составе митрополии за богослужением поминает только митрополита, а митрополит, в свою очередь, патриарха.


8. Болгарская Православная Церковь.

Каноническое устройство Болгарской Православной Церкви также сильно отличается от всех приведенных, но имеет сходство с Румынской Церковью.
"Верховная церковно-юридическая и административная власть принадлежит Священному Синоду в который входят патриарх и все митрополиты. Законодательная власть принадлежит Церковному Собору, в который входят все служащие архиереи, представители духовенства и монашествующих, а также определенное число мирян."
http://drevo-info.ru/articles/15.html
Опять видим определенное разделение властей.
Патриарха избирает Патриарший избирательный Церковно-Народный Собор из кандидатов, избранных Синодом. Отмечу, что в Синод входят все правящие архиереи, так как все епархии возглавляются митрополитами. Викарные архиереи носят титул епископа, сан архиепископа в БПЦ отсутствует. Власть Патриарха осуществляется так же, как и в Румынской Церкви.

(P.S.
Как говорил епископ Крупнишский Иннокентий, "БПЦ - самая демократичная среди всех поместных православных церквей".)

9. Грузинская Православная Церковь.

Каноническое устройство Грузинского Патриархата сходно Иерусалимской Церкви:
"Законодательная и высшая судебная власть в Грузинской Православной Церкви принадлежит Церковному Собору, который состоит из духовенства и мирян и созывается католикосом-патриархом по мере необходимости. Католикос-патриарх избирается Церковным Собором путем тайного голосования (принятие монашества не обязательно) и дает Собору отчёт в управлении. При католикосе-патриархе действует Священный Синод, состоящий из правящих епископов и викария католик
оса."
http://drevo-info.ru/articles/10.html

10. Кипрская Православная Церковь.

"Во главе управления Церковью находится Священный Синод, в состав которого входят все митрополиты Кипра под председательством архиепископа. Собирается Синод раз в году в Великую Четыредесятницу регулярно, и чрезвычайно по мере необходимости."
http://www.razlib.ru/istorija/konspekt_po_istorii_pomestnyh_pravoslavnyh_cerkvei/p10.php#metkadoc9
Архиепископ Новоюстинианский и всего Кипра является правящим архиереем своей епархии и председателем Священного Синода.

11. Элладская Православная Церковь.

Особого внимания заслуживает структура управления Элладской Православной Церкви.

"..центральными органами управления Церковью являются Священный Синод Иерархов, Постоянный Священный Синод и Генеральная Церковная Ассамблея. Исполнительными органами являются Центральный Церковный Совет и Синодальная Администрация.
Священный Синод Иерархов является высшим органом управления Элладской Православной Церкви. В него входят все епархиальные иерархи Церкви и не входят титулярные епископы, то есть такие, которые не имеют паствы. В его компетенцию входит забота о сохранении чистоты догматического учения Православной Церкви, соблюдение канонического порядка и священных преданий, подтверждение наличия общения между Элладской Православной Церковью и Вселенским Патриархатом, а также другими Поместными Православными Церквами, определение критериев отношений с остальным христианским миром, высший контроль и проверка за деяниями Постоянного Священного Синода, за действиями архиереев и всех органов церковного управления, издание правил и законоположений для внутренней организации и управления Элладской Церковью, избрание Архиепископа Афинского и архиереев Элладской Православной Церкви, наложение отлучения от Церкви и предание анафеме при наличии 2/3 голосов членов Синода Иерархов, применение церковной икономии в решении серьезных вопросов общего характера при наличии большинства голосов; рассмотрение прошений о пересмотре окончательных судебных приговоров Синодального суда второй степени касательно клириков.
Постоянный Священный Синод, как постоянный орган управления Элладской Православной Церкви, заботится о точном исполнении решений Священного Синода Иерархов, решает все текущие вопросы, сотрудничает с Греческим государством по всем вопросам церковно-государственных отношений, особенно касательно вопросов общественного и церковного образования, законодательного урегулирования церковных вопросов, и т. д.; наблюдает за каноничностью созыва и правильной деятельностью Церковных судов, заботится о соблюдении канонов клириками и монашествующими Элладской Православной Церкви, издает энциклики, а также заботится о создании благоприятных условий для духовного преуспевания членов Церкви; издает официальный бюллетень Элладской Православной Церкви под названием «Церковь», и др. Членство в Постоянном Священном Синоде не является пожизненным. Его члены переизбираются раз в год, так что все архиереи Элладской Церкви с определенной периодичностью бывают его членами. Всего членов избирается 12, с тринадцатым архиепископом Афинским как председателем. Шесть новых членов избирается из так называемых «старых территорий», и шесть — из «новых».."
http://www.razlib.ru/istorija/konspekt_po_istorii_pomestnyh_pravoslavnyh_cerkvei/p10.php#metkadoc9
За богослужением архиереи Элладской Церкви поминают Священный наш Синод, а не Афинского архиепископа. Участие мирян в церковном управлении весьма велико. Очень значимо и участие народа в богослужении. Например, при хиротонии диакона, пресвитера или епископа, рукополагающий спрашивает сначала у народа, достоин ли человек этого сана, и лишь после всенародного "Аксиос" это же слова продолжает петь духовенство и хор. Конечно же, в Элладской Церкви немыслимы случаи рукоположения "отцов Анаксиосов", как это нередко бывает, к сожалению, в Русской Церкви.

12. Польская Православная Церковь.

Каноническое устройство Польской Церкви аналогичное Кипрской.
"Высшим органом управления Польской Православной Церкви является Синод Епископов, созываемый митрополитом два раза в год. Председателем Синода ППЦ является ее предстоятель. Членами Синода являются все восемь архиереев Церкви на территории Польши. Для заведования различными отраслями церковного управления при митрополии действуют Митрополичий совет, Церковный суд, Митрополичий миссионерский комитет, Фонд социального обеспечения, а также комиссии: ревизионная, хозяйственно-бюджетная, издательская, по образованию и подготовке кадров. Епархии делятся на благочиния, а благочиния на приходы. В пределах епархии действуют епархиальные миссионеры
."
http://ricolor.org/europe/polsha/mp/5/

13. Албанская Православная Церковь.

Архиепископ Тиранский является предстоятелем Церкви. Священный Синод Албанской Православной Церкви включает всех архиереев Церкви и секретаря в пресвитерском сане. Может быть созван Церковно-народный Собор.
http://drevo-info.ru/articles/19.html

14. Православная Церковь Чешских земель и Словакии.

"Священный Синод Церкви состоит из четырех правящих архиереев. Верховным законодательным и административным органом является Поместный собор, в состав которого входят все епископы, представители духовенства и мирян.
Исполнительным органом собора является Митрополичий совет, наполовину состоящий из мирян."
http://azbyka.ru/dictionary/01/konspekt-po-istorii-pomestnykh-pravoslavnykh-tserkvej-all.shtml#punkt35460
Епархиальные архиереи избираются на епархиальном собрании клириками и выборными мирянами епархии.

15. Православная Церковь в Америке.

Каноническое устройство Православной Церкви в Америке осуществляется на основе решений Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.:
"Высшей канонической властью в Церкви является Священный Синод, в состав которого входят все правящие епископы. Членами Синода с правом голосования являются все епархиальные архиереи. Регулярные сессии Синода бывают дважды в год, могут быть и внеочередные заседания Синода. Между сессиями Св. Синода действует Постоянный Малый Синод, состоящий из не менее чем трех епископов.
Высшая как административная, так и законодательная власть принадлежит Всеамериканскому собору, состоящему из всех епископов Церкви, представителей от каждого прихода, членов Митрополичьего Совета, членов Ревизионной Комиссии Церкви, делегатов от духовных школ, церковных организаций и др.
Созывается собор один раз в два года.
Постоянным исполнительным органом церковного управления служит Митрополичий Совет, состоящий из митрополита, одного епископа, канцлера, секретаря, казначея, двух представителей от каждой епархии, трех священников и трех мирян."
http://azbyka.ru/dictionary/01/konspekt-po-istorii-pomestnykh-pravoslavnykh-tserkvej-all.shtml#punkt35469


***

Таким образом, во всех Поместных Церквах, кроме Русской и Сербской отсутствует такое понятие, как "Архиерейский Собор", потому что это Архиерейский Собор - это не Собор, а Синод. Отсутствует это понятие и в деяниях Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Поместный Собор есть не во всех Поместных Церквах, но в таких все равно соборность проявляется на всех уровнях. И самое главное, ни в одной из Поместных Церквей, кроме Русской нет даже намека на патриаршее единоличие. Как ни парадоксально, но обвинения некоторых официальных спикеров восточном папизме нужно отнести не к Вселенскому Патриархату, а, в первую очередь, к себе.



P.S.
Предстоятельское единоличие было свойственно Русской Церкви еще до учреждения патриаршества в 1589 году, а после него патриарший сан настолько буквально воспринимался как четвертая степень священства, что чин интронизации содержал повторную архиерейскую хиротонию. К чему в конце концов привел всплеск единоличия патриарха Никона - мы все знаем. Но далеко не каждый из патриархов как допетровской, так и советской был таким Никоном. Как же часто церковью почти единолично "управляли" различные временщики (в советское время можно вспомнить протоиерея Даниила Остапова при Патриархе Алексии I или "Надежду всея Руси" при Патриархе Пимене), и, естественно, в действительности управляли не они сами... И тогда возникает вопрос: так патриаршее ли это единоличие и епископов ли это власть или "самый удобный", а главное, не всегда видный, способ порабощения Церкви государством?

Tags: жизнь церковная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments