pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Крещена, но не просвещена…

Можно к ныне празднуемому событию подойти с двух точек зрения. Первая – своего рода триумфалистская: Русь, приняв христианство от византийцев, вошла в семью более просвещенных европейских народов, отвергнув прежний тёмный и ветхий образ жизни. Как писал митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати», бесспорно, выдающемся памятнике древнерусской литературы XI века,
«И уже не капища сатанинские воздвигаем, но Христовы церкви созидаем. Уже не закалаем друг друга (в угоду) бесам, но Христос за нас закалаем бывает и раздробляем в жертву Богу и Отцу.
И уже не жертвенную кровь вкушая, погибаем, но Христову Пречистую Кровь вкушая, спасаемся. Все страны Благой Бог наш помиловал и нас не презрел, восхотел - и спас нас, и в разумение Истины привел. Ибо когда опустела и высохла земля наша, когда идольский зной иссушил ее, внезапно потек источник евангельский, напояя всю землю нашу. Как и сказал Исаия: пробьются воды ходящим в пустыне, и безводное обратится в болота, и в земле жаждущей источник воды будет».

Здесь выражен своего рода иконописный идеал: не столько, как оно было на самом деле, но в каком направлении был взят новый курс.

Вторая точка зрения более критическая и скептическая: крещение Руси произошло искусственно, скорее было насаждено извне, чуть ли не насильственно (хотя последнее ничем строго не подтверждается: были восстания отдельных языческих жрецов, чувствовавших потерю своего влияния, которые подавлялись, как были и разрушения языческих статуй, типа Перуна в Новгороде). И долго в народе сохранялось двоеверие или скорее то самое язычество, не искоренённое, но облечённое в новую православно-христианскую атрибутику, когда христианские святые типа Николая Чудотворца, мучеников Трифона, Пантелеимона, Георгия победоносца или пророка Илии составили новый крестьянский «пантеон».

Истина, скорее всего, лежит где-то посередине, но приходится согласиться с писателем Н. Лесковым, которому принадлежит известное высказывание «Русь была крещена, но не просвещена». Пожалуй, можно признать то, что крещение Руси было прежде всего политическим актом, но не внутренней потребностью народного большинства, что само крещение определил известный брошенный клич князя Владимира: «Кто мне друг, тот да крестится в православную веру».

Когда христианство утверждалось на греко-римской почве в поздней античности, это была развитая цивилизация, давшая плеяду знаменитых греческих философов или римских писателей и поэтов. Византия долгое время была самой передовой империей мира, тогда как Западная Европа только лишь начинала становиться на ноги. Развитие Руси в культурном отношении было еще позже (там к моменту крещения не знали ни Вергилия, ни Цицерона, ни Платона с Аристотелем), и во многом оно было мобилизовано и подстёгнуто, как несколько веков спустя реформы Петра Великого. И из-за того, что христианская вера была дана сильно на вырост и при этом спущена государственной властью сверху, в народе она укоренилась слабо и поверхностно (но это же самое касается и большинства западноевропейских народов, где до Реформации мало кто знал Писание в принципе). При этом отсутствовало систематическое христианское просвещение: церковь и её организация к тому времени в значительной степени уже утратила прежние навыки миссии и катехизации. Итог может быть расценён с точки зрения скептической и критической довольно печальным: после 900 с лишнем лет христианства на русской земле произошло массовое отречение от веры предков с закрытиями и разрушениями храмов, при том, что сама церковная среда часто вовсе не способствовала духовно-нравственному развитию людей. Впрочем, можно с тем же успехом поставить под вопрос и все 2000 лет христианства! Две мировые войны ХХ века, приведшие к гибели десятков миллионов людей каждая и страданиям еще скольких-то десятков миллионов, были развязаны в странах, традиционно ориентированных на христианское вероисповедание.

Но на скептическую точку зрения можно ответить лишь тем, что само Евангелие в любом случае дано всем людям и культурам на сильный вырост и авансом не только тогда, когда оно начало проповедоваться, но и сейчас. Причем независимо от того, кто и как его пытается проповедовать и распространять. Поэтому христианство всё равно ещё только начинается, по мнению о. Александра Меня. И его развитие не линейно, а скорее зигзагообразно, со своими взлётами и падениями, приливами и откатами. И главным препятствием к утверждению христианства могут быть и бывают сами христиане, не всегда только номинальные, но и вполне практикующие, в чем также основной парадокс веры и жизни по Евангелию. "Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые" (Еф. 5, 15).
Tags: жизнь церковная, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments