pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

ПРОСТОЙ ПРИХОДСКОЙ СВЯЩЕННИК…

Прот. Георгий Бреев. К 40-летию его иерейской хиротонии.

о. Георгий
На фото: сегодня на Литургии. Справа - диакон Григорий Геронимус (griger)

С о. Георгием я познакомился осенью 1993 года. Я был к тому времени уже вполне воцерковленным певчим, и даже регентско-псаломщическое дело неплохо освоил. Но по состоянию души был еще новоначальным, неофитом, и вошел в период новых как духовных, так и не вполне духовных исканий. Наверно, многие в нашей современной церковности проходят через поиски духовных старцев, которые нас так или иначе «направляли» бы по жизни. Что обусловлено как контактами с отдельными людьми, практикующими поездки к этим старцам, так и чтением соответствующей направленности литературы. В тот самый период и то, и другое оказало на меня определенное влияние. Тем более, что с каждым месяцем у меня усиливалось желание встать на путь священнического служения, ну или, хотя бы, диаконского, – у меня развился неплохой певческий голос. Но был я неженат (мне было 26 лет), к женитьбе склонности и влечения не чувствовал, к монашеству тоже. И так хотелось, чтобы кто-то из опытных, бывалых священников, приближающихся к старцам по духу, меня наставил и указал мне путь! О. Артемию Владимирову, на приходе у которого я приобщился к клиросному делу, я все эти думы и сомнения открыть не мог… Придя в только что открывшийся храм Всех Святых в Красном Селе в конце 1991-го вслед за моим хорошим знакомым odziy, который, впрочем, скоро оттуда ушел, разочаровавшись в о. настоятеле, я, при всех наших весьма дружественных отношениях с о. Артемием, стремился найти себе другого духовника, более почтенного и опытного. И, особенно это не скрывая, начал делиться своими переживаниями с некоторыми клирошанками. И вот одна из них, уже с немалым стажем, мне посоветовала сходить к о. Георгию в Царицыно. Причем по ее голосу я вдруг почувствовал, что она меня очень хорошо поняла и знает, что говорит! Ну и, увидев уже о. Георгия при первой же встрече, я ясно понял: это то, что мне надо…

Во время первых моих исповедей я рассказал обо всех моих чаяниях и переживаниях. Первое время батюшка обращался ко мне на «Вы» и, вполне поняв меня, сказал: «Смотрите, не ошибитесь. Я – простой приходской священник». Это меня нимало не смутило, хотя впоследствии я много раз убеждался, что это именно так, в самом лучшем смысле сказанного им самим! Но и в самом обыденном тоже. Простой приходской батюшка, часто бывающий «тягловой лошадкой», на котором столько всего держится…
Он родился в обычной советской рабочей и нерелигиозной московской семье 8 января 1937 года. По его собственным словам, однажды, году в 55-м, когда ему было 18 лет, он вошел в Елоховский собор и почувствовал, что вот – его родной дом, вот здесь присутствие Божие, красота, величественность… И что больше ему ничего не нужно в жизни, как остаться здесь! И он принял святое крещение. Далее была служба в армии, Семинария в Загорске, поступление в которую было связано с многочисленными скорбями и препятствиями (как-никак, во время хрущевских гонений на веру – к 1980 году как раз в то самое время Хрущев обещал показать последнего попа!), потом Академия. В молодости Юрий духовно окормлялся у известного псково-печерского старца схиигумена Саввы, с кем держал связь до его кончины в 1980 г. (дорогой kalakazo, Вы не могли с ним пересекаться, кстати?). Мечтал стать монахом, а о. Савва, тем не менее, его не благословлял на этот путь. В конце концов, после окончания Академии в 30 лет Юрий женился, на Покров 1967 г. был рукоположен во диакона, а на вмч.- цу Варвару во иерея. Более 20 лет он непрерывно прослужил в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Помню, в поздние школьные годы и затем в студенческие я часто любил прогуливаться по переулочкам Пресни возле этого храма (жил недалеко, на ул. Чайковского, у Нового Арбата). Но внутрь никогда не заходил, и только на Рождество 1991 года в первый раз туда пошел на ночную службу, когда о. Георгия уже там не было. Он получил к тому времени настоятельство на приходе в Царицыно, где первая Литургия с малым освящением храма состоялась 7 октября 1990. Зато в храме на Пресне в 1986 г. в 12 лет крестился мой родной брат Владимир, причем крестил его о. Георгий, а моя бабушка его водила на крещение. Об этом я тоже узнал в 93-м году, когда она с удивлением опознала о. Георгия в Царицыно.

Довольно быстро я в батюшку «влюбился», по-просту говоря. Влился в новую общину, став и там участвовать в службах, пока окончательно не перешел туда. О. Георгий довольно скоро поддержал мой выбор в пользу священства и одобрил. Я был мысленно уже «на крыльях», не подозревая, что все испытания еще только впереди. И они не заставили себя долго ждать: архиеп. Арсений выразил твердое мнение, что раньше 30 лет мое рукоположение невозможно. Искушение было тем более сильнее, что хотелось стать священником именно на этом приходе, где тогда имевшихся сил не хватало, и много раз о. настоятелю приходилось просить или дать в помощь еще священника, или рукоположить кого-то из общины. Я начал эмоционально срываться, надоедать отцу; он когда терпел, сочувствуя, а когда и осаживал меня, однажды вплоть до епитимьи (ни до, ни после ничего подобного со мной не происходило – сейчас самому стыдно об этом вспоминать). Я ждал четких рекомендаций, хотел быть «водимым» (чуть ли не за нос), а он упорно никаких советов не давал, кроме как терпеть и смиряться!

Я предчувствовал, что достижением 30-летнего возраста мои испытания не кончатся, и не ошибся. При повторной подаче прошения с рекомендацией ответа из Патриархии просто уже не было никакого. И тогда я решился с болью оторваться от о. Георгия и уехать за 5000 км от Москвы, чтобы начать священническое служение в далекой Забайкальской провинции, у епископа, давно и хорошо о. Георгия знавшего… А через 7 лет, полетав по глухим сибирским районам, а затем и заграничным странам, возвратился в родное гнездо вольной «заштатной» птицей!

Лично слышал от еп. Арсения в 1995 году примерно такой отзыв: «Отец Георгий создал тепличные условия на своем приходе. Никто среди его чад из священников нигде больше не приживается», и привел парочку конкретных примеров. В общем-то, он, конечно, прав. После той атмосферы среди духовенства и прихожан, которая сформировалась вокруг о. Георгия за все эти годы (а нас сейчас, однако, 10 священников набирается!), любая иная обстановка, которую гораздо чаще можно встретить в других храмах, воспринимается уже как ненормальная, недолжная. Не скажу, что это идеальная атмосфера, нет. К идеальному можно будет приобщиться, даст Бог, в Царстве Небесном. Но это хорошая, добротная, рабочая атмосфера без всякого напряжения или опасения за высказанное тобой слово или мнение, отличное от настоятельского, без взаимных недоверий и подозрений среди духовенства. У меня с о. Георгием и сейчас, как ни странно, больше бывает мелких несогласий, чем согласия во всем, хотя с точки зрения вечности это сущие пустяковые мелочи. Помню, об о. Александре Борисове и его книге «Побелевшие нивы» более 10 лет назад он отозвался в том смысле, что у о. Александра «нет боли за Церковь и любви к Церкви». А об о. Георгие Кочеткове, что он «полон гордыни» и что все московское духовенство возмущено по поводу его писаний и высказываний. Ну, не согласен я с этим, хотя одно время тоже склонен был так думать. Но это никак не влияет на наши отношения, хотя он прекрасно знает мою позицию! И уже за одно это его можно ценить, поскольку редко где бывает, что ты выразишь свое несогласие со священником или архиереем, и после этого на отношения не наложится некоторый отпечаток отчужденности… Бывало, иногда на мои возражения он только ответит: «Ну, ты молодой еще!». На что мне приходилось возражать, что дело не в моем возрасте, а в типе характера, который отличается, батюшка, от Вашего. Я более, чем уверен, что о. Георгий 30 лет назад, в мои годы, был совершенно такой же, какой он есть сейчас. А вообще, я всего лишь на год (без двух недель) старше его иерейской хиротонии… На 30 лет младше него, и ровно на 30 лет позже вступил на этот же путь простого приходского попа (10-летие моего священства будет через 10 дней…)

Самое замечательное и прекрасное, что есть в нашем настоятеле-духовнике (а теперь, кстати, и официальном епархиальном духовнике Москвы в последние годы) – это дар именно простого приходского служения и просто священства как молитвенного предстояния на Литургии за всех. Именно его пример показывает, сколь возвышенно, благородно и красиво может быть служение простого приходского батюшки, и именно этим я сам и заразился больше всего 12-14 лет назад. Читая, например, многие записи о. Иоанна Кронштадтского, я не нахожу у него той богословской глубины и насыщенности, как, например, у о. Александра Шмемана; равно как нет у о. Иоанна и той миссионерской апологетической силы, как у о. Александра Меня или митр. Антония Сурожского. Но это не означает, что дневники св. прав. Иоанна не имеют своей ценности. Аналогично можно сказать и о проповедях о. Георгия, подчас несколько затянутых и сбивчивых, а иногда и весьма вдохновенных. Простой приходской священник заведомо не может сочетать в себе многие дары, в том числе и весьма востребованные сейчас, как катехизаторский дар, миссионерский, проповеднический, литературный, богословско-публицистический… Он неизбежно будет нуждаться в помощниках, тем более, что современному попу еще нередко требуется быть и строителем, и прорабом, и архитектором, и администратором, и финансистом, «и Фрейдом, и парторгом» одновременно! Да еще, при слишком усилившемся в последние 10 лет административном ресурсе РПЦ, он должен уметь ладить с вышестоящим епархиальным руководством для обеспечения себе прочного настоятельского места. Дослужиться до всевозможных наград и признаний с совершенно разных сторон (от Патриархии о. Георгий имеет все возможные награды, вплоть до отверстых врат до «Отче наш», кроме звания протопресвитера) и при этом остаться добрым пастырем – это искусство высшего пилотажа… Система портит слабых, неустойчивых в вере людей, и не портит лишь духовно сильных, с внутренним прочным стержнем. Дай Бог, может, еще и через 10 лет отпразднуем 50 летие служения нашего настоятеля?

Великий вход-1

Великий вход-2

проповедь

Поздравления

поздравления-2

отпуст

праздничная трапеза
Tags: жизнь церковная, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments