pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Не мы служим Богу, а Бог служит нам...

Такой парадоксальный вывод можно сделать из евангельского литургийного чтения сегодняшней субботы, 29-й седмицы по Пятидесятнице (от Луки, гл. 12, 32-40).

32 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,
34 ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
35 Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.
36 И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему.
37 Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.
38 И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те
.
39 Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.
40 Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.


Мне кажется, что эти строки как-то чаще всего остаются у большинства в тени - я и сам долгое время не обращал на них особого внимания. А между тем здесь есть замечательная параллель с тем, что Иисус сделал на Тайной Вечери, согласно повествованию евангелиста Иоанна:

1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан
(Ин., гл. 13).

И вывод из этого такой: 14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам
.

И необходимое условие для этого делания: "Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи". Препоясанность значит - постоянная готовность служить друг другу; горящие светильники - сердца, возжженные любовью и милосердием к ближнему. Не случайно в притче о десяти девах (Мф. 25, 1-13) неразумными девами оказались те, у которых в сосудах не было масла, и светильники у них гасли (греческие слова "элеон" (масло) и "элеос" (милость) созвучны), и потому они не были допущены разделить радость от брачного пира у жениха. Здесь как будто все наоборот: господин не устраивает брачный пир, а лишь возвращается с него, но - готовый услужить своим рабам, если они, в свою очередь, сами бодрствуют в готовности его встретить и услужить. У того же Луки мы читаем, например, дальше:

7 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?
8 Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?
9 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.
10 Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать
(гл. 17-я).

Так, по идее, и должно быть по привычным законам мира сего... Но в процитированном выше отрывке, тем не менее, все наоборот! Обратим внимание, что все в той же прощальной встрече учеников с Христом у Иоанна далее Иисус говорит:
14 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего
(Ин., гл. 15).
Итак, начальное и весьма несовершенное состояние в служении - рабское, из страха наказания перед своим господином. Затем - наемническое, связанное с ожиданием награды. И, наконец, самое высокое и совершенное - дружеское, или сыновнее, к которому христианин призван стремиться, помышляя в себе, впрочем, что все, что он делает, он и так должен сделать, и еще много чего остается того, что он не делает... И тогда, становясь друзьями Христу Богу, совершая Ему службу при том условии, что, как Он сказал - "сделали это одному из сих братьев Моих меньших - сделали Мне" (Мф. 25, 40) - Он Сам начинает служить нам, и это служение оказывается неcоразмерным и невообразимым по своей величественности, красоте и любви с тем, что мы сами можем предложить Ему...
Tags: библия, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments