pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

О ПРАВОСЛАВНОЙ БЛОГОСФЕРЕ

Поступили мне вопросы от zkuzko с просьбой ответить по данной проблематике. Что и попытаюсь сейчас сделать…

1. Чем радикально отличается блог православного христианина от прочих блогов?
Думаю, что радикально ничем не отличается у большинства православных, поскольку мы такие же люди, как и все прочие… Люди создают себе виртуальный уголок для общения, обмена впечатлениями и информацией или просто для того, чтобы душу отвести, и это чаще всего независимо от их вероисповедания. Хорошо ли это, желательно или нет, вопрос другой, но факт есть факт, к которому я отношусь безоценочно. Среди православных есть немало пишущих священников, которые, однако, предпочитают оставаться инкогнито для широкой публики, дабы свободнее выражать свои мнения, могущие не понравиться священноначалию, поскольку открыто возражать архиереям или благочинным в случае их неправоты сегодня часто стало небезопасным для дальнейшего служения.

2. Должен ли быть православный блог исключительно миссионерским или он предполагает восполнение недостающего светского общения по насущным проблемам?
«Должен» - на мой взгляд, не то слово. В виртуальном пространстве Живого Журнала никто никому ничего не должен, и в этом немалое преимущество такого стиля общения. С другой стороны, есть и минусы, связанные с анонимностью, псевдонимностью и, как следствие этого, определенной безответственностью некоторых участников. Православный блог может быть каким угодно, по усмотрению пишущего православного. Но миссионерское направление с участием тех, кто имеет дар слова, конечно же, не помешало бы и было бы востребованным у определенной части читателей.

3. Можно ли сказать, что общение православных блоггеров восполняет открытую дискуссионность по церковным вопросам?
Можно это утверждать вполне, согласен.

4. Выработала ли православная блогосфера свой уникальный язык общения?
Скорее нет, чем да. И думаю, что православным не стоит говорить или писать на каком-то особом, уникальном языке, иначе другие их просто не поймут… Хотя свои специфические слова из церковно-бытового лексикона встретятся неизбежно. Если ставить вопрос о миссионерстве, то миссионер как раз призван говорить с аудиторией на их языке, а не на каком-то особом.

5. Насколько беззлобен церковный юмор христианской блогосферы
По-разному бывает. Что ни участник, то свой случай, но в целом злобность все же исключение.

6. Есть ли очевидные лидеры православной блогосферы?
Мне трудно ответить на данный вопрос, поскольку лидерство оценивать можно по разным критериям. Можно – по количеству читающих блог, а можно по содержательности и проблематике материалов. В первом случае может быть вполне объективная статистика, во втором оценки неизбежно будут субъективными, обусловленные личными вкусами и предпочтениями. А количество читающих не всегда может прямо соответствовать качественности подаваемого материала. Я склонен думать, что ярковыраженных лидеров в нашем случае нет.

7. Каково влияние атеистически настроенных блоггеров на православные блоги?
Думаю, что косвенное влияние есть. В моем личном случае отдельные статьи или мысли были некоторым образом обусловлены тем, что появлялось у знакомых мне по сети атеистов, агностиков или скептиков. Обмен мнениями с ними помогал мне понять лучше их собственную позицию или увидеть наши собственные слабости в православной среде.

8. Есть ли в православной блогосфере специфика мужских и женских дневников?
Наверно, эта специфика выражается в том, что мужчинам скорее свойственно обсуждать глобальные философско-богословско-политические и прочие вопросы, а женщины больше делятся своими личными переживаниями, впечатлениями и спрашивают больше, чем что-то утверждают. Здесь можно гворить о некой тенденции, но не о четком отличии.

9. Насколько развита визуальная сторона православных блогов?
Затрудняюсь ответить, поскольку это дело вкуса. Я на визуальную сторону лично не обращаю особого внимания, хотя интересные фото посмотреть всегда приятно.

10. Возможно ли, что сегодняшняя православная блогосфера выработает язык общения для завтрашней Церкви в России?
Возможно, что отчасти повлияет на этот язык. При условии дальнейшего увеличения интернет-пользователей в России, безусловной cвободы самовыражения в интернете и неподцензурности блогов.

11. Не может ли православная блогосфера или отдельные дневники скомпрометировать Церковь в глазах неверующих людей?
Многие негативные процессы внутрицерковной жизни обозначились еще до активного включения православных в работу форумов или блогосферу. Так что отрицательные мнения о некоторых блоггерах могут лишь подтвердить и усилить то впечатление, которое сложилось от современной церковности у неверующих еще раньше. Но вряд ли скомпрометировать.

12. Может ли современная блогосфера выработать решение современных церковных вопросов?
Такое решение в обозримом будущем вряд ли будет определяться блогосферой. Она может, по крайней мере, повлиять на их решение в некоторых случаях. Но при условии, что те, кто непосредственно занимаются этой выработкой, будут учитывать выражаемые мнения и отношения пишущих по церковным проблемам, относясь серьезно к настроениям пишущих. То есть свободное обсуждение в интернете может поспособствовать установлению обратной живой связи между церковными верхами и низами. Но при условии доброй воли и понимания верхов.

13. Какими вам видится будущее православной блогосферы в России?
Поживем – увидим… Пока рано делать какие-то выводы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments