pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Игорь Смольников: ЗАПИСКИ из ПАЛАТЫ № 325

Поступил один из критических откликов на мою книгу под вышеуказанным названием. Пишет один мой знакомый, на 20 лет меня старше.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
( по поводу издания книги священника Филиппа Парфенова
« Торжество и нищета православия » )



« Сейчас в современном мире все еще больше смешалось и перемешалось. Люди, называющиеся православными по традиции, могут вполне быть язычниками по образу жизни и мировоззрению. А какие-нибудь язычники или «сектанты» с точки зрения православия знают Писания куда лучше и ведут себя более по христиански, чем многие регулярно заходящие в православные храмы.» стр. 18

« Святыми отцами нередко давались буквальные толкования…Но этими же отцами выражалась та естественная картина мира, которая ныне уже устарела. Поэтому любая святоотеческая интерпретация текста может быть полезной. Но не является раз и навсегда исчерпывающей.» стр. 9

« Действительно, христианству в истории также не удалось, как все в истории. Те задания, которые поставлены христианской верой, христианским сознанием, никогда на протяжении 2000 лет не были осуществлены…» Н.Бердяев.


Эти эпиграфы достаточно точно характеризуют наше последнее время, время так называемого Постхристианства, о котором говорит Спаситель:
« Но Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле? » Лук.18;8
О нем в основном и пишет в предлагаемой нам книге ее автор священник Филипп, со свойственной ему честностью и искренностью. За что ему большое спасибо.
В библейской истории были подобные времена, когда после 70-летнего вавилонского пленения и разорения Иудеи ее народ вновь с одушевлением начал построение Иерусалимского храма. Чем это закончилось всем известно. Иудея вновь вступила на прежний путь, предпочтя Закон мертвой буквы, вместо живого Слова Святого Духа. Диалектический материализм учил; что история имеет свойство повторяться. Вот и ныне Россия переживает нечто подобное, именно то, что произошло некогда с Израилем, более 70- летнее иго воинствующего и агрессивного атеизма начавшегося в 1917 и продолжившегося до 1992 года. Время когда тот кто был ничем, стал всем. По библейски это когда последние стали первым, а первые последними. Вот такой казалось бы парадокс, который не мешало бы осмыслить, как впрочем и многие другие догмы и постулаты православия. Ну а затем наступил пьянящий запах религиозной свободы. Православие также встало на путь восстановления разрушенных храмов и соборов, забыв однако предупреждение Ап. Павла. « …ибо видимое временно, а невидимое вечно. Ибо мы ходим верою, а не видением.» 2-Кор.4;18, 5;7. Не повторится ли то, что произошло ранее в Израиле, восстановление золоченных храмов из тесанных камней?
Вот такие не веселые мысли в минорном тоне приходили мне в голову, когда я лежал в палате 325 на обследовании и в ожидании вердикта врачей с подозрением на аритмию сердца.
О магия чисел?! С 325 года начали создаваться основные догматы и постулаты Нового завета. Но все ли было учтено и определено? Вероятно не все. Об этом упоминает сам автор цитатой на стр. 283
« Вся трагедия Церкви началась со Вселенских соборов, как стали оформлять вещи, которые надо было оставлять еще гибкими. »
И это верно, ибо 2000 история показывает на постоянные расколы, распри и войны внутри самого христианского мира. Которые так и не решены по сей день. Вот и возникают множество вопросов, в частности к автору данной книги, которую я взял с собой, чтобы коротать утомительно тяжелые вечера постельного режима. Он пишет:
« Да, догматически у нас самое возвышенное и точное учение, но почему бы не задуматься – а живем ли мы в соответствии с ним? » Стр.174.
Сразу возникает масса вопросов. А было ли в реальности учение, которое к нам пришло из Византии таким уж безошибочным и точным? К тому времени христианский мир претерпел ряд расколов, разделений, многолетнюю борьбу за иконопочитание, ну а главное то, что уже произошел основной раздел Церкви в 867 году на православие и католичество, в котором святые отцы кардинально разошлись в своих богословских мнениях.
Напрашивается простой вопрос. Если православие точное учение, то как получилось что это учение потерпело жестокое поражение в 1917 году? Европа худо ли бедно управилась с « призраком коммунизма » и бич Божий в какой то степени миновал католические и протестанские храмы в 1789 и 1918 годах. В России же этого не произошло и тут автор эссе пытается сослаться в основном на народ, жившим не по христианскому соответствию. Но кто были пастыри этого народа? Напомню, что Синодальный перевод Библии был завершен к 1863 году и стал постепенно издаваться для российского люда. Это то, почти через 1000 лет после крещения Руси! Об чем тут речь? И о каком религиозном образовании можно говорить.
Понимаю прошлым числом легко критиковать, тем более мне не скованному догматами и традициями, при этом зная, что тебе ничего не грозит. Ни исключение из церкви, ни понижение по службе. Более того я не являюсь « ортодоксальным » христианином, а скорее человеком, о котором говорит Евангелие Лук.9;49-50. Живое слово Евангелия не терпит догм, которые со временем оказывают на верующего человека порой неизгладимое влияние. Думается автор книги не до конца их изжил или возможно и то, что некоторых вопросов он просто не касается, опасаясь еще больших осуждений, вплоть до исключения из православия.
Разберем два примера из текстов о рубашке и щеке, в которых присутствуют буквальные, традиционные понимания церковных людей, не одолевших в себе старые толкования, без попыток их переосмыслить. По тому как пишет автор; к этим толкованиям текстов добавить уже нечего. Но так ли это? То, что предлагает Христос в этих текстах далеко не всем доступно. Если вместо правой щеки мы представим, то правое дело, то есть истины, которые Он отстаивает, то у нас получается; что Христос предлагает упорно стоять на своем, в истине, не сдаваясь подставить другую щеку, потом «третью» и так до конца, вплоть до самой смерти. Что и было подтверждено Им на Голгофе.
Теперь об одеждах. Человек за свою жизнь приобретает большой опыт по защите и оправдании своих греховных наклонностях, прикрываясь различными одежками (идеями), начиная со времен Адама с его смоковными одеждами. Христос же предлагает без сопротивления расставаться с такой одеждой и когда тебя просят с ней расстаться, вплоть до самой последней рубашки. Ведь эти рубашки, надетые с чужого плеча скрывают саму человеческую суть, его индивидуальность. Коснемся еще одного важного момента, пророчеств, от которых во многом зависит человеческая жизнь, как гласит: Лук.19;44
« И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе. И не оставят в тебе камня на камне, за то что ты не узнал времени посещения твоего ». Здесь мы видим, что знание времен и сроков далеко не праздное любопытство и оно уже сбылось в Иудеи, в назидание всем нам, теперь пришло наше время.
В Деян.1;6-7 есть такой текст, в котором ученики спрашивают; когда будет восстановлено царство на земле? На что Христос отвечает:
« Не ваше дело знать время и сроки, которые Отец положил в Своей власти ».
Здесь важно уяснить, кому относятся эти слова? Естественно тем, кто задает его, ученикам, современникам Христа, для которых было многое скрыто; ведь впереди предстояло пройти путь в 2000 лет, должны были пройти определенные события и умножиться ведения (знания) Дан.12;4,9 и только тогда должны открыться запечатанные книги и откровения. Сейчас это время пришло и события эти свершились! Естественно ученики ни чего бы не поняли, как не понимают и сейчас многие православные священники, отправляя вопрошающих к истокам зарождения христианства?! Как бы и не прошло 2000 лет и руководствуются древними толкованиями старцев, во времена которых как раз и были запечатаны книги и ведения, по пророчествам Даниила.
Вот по этому православие до сих пор ждут прихода Еноха, Илии и антихриста, которые давно уже пришли и исполнили свои миссии во время, времена и полвремени, в период с 1917 - 21г.г.
Многие называют это время, наказание России, не иначе, как бич Божий. Что вполне закономерно. Потому как с некоторых пор православие полностью положилось на святых отцов и перестало исследовать Писание. За что;
« Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня ». Рим.11;8.
Чтобы мое мнение не было голословным, желающие могут убедиться прочитав ряд критических замечаний из самой книги « Торжество и нищета православия ».
* * *

Возьмем для начала главу: « Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? ». стр.77
Уже в самом вопросе сокрыт ответ; веру придется искать и искать не в католических храмах, ни в православных соборах или на протестанских собраниях, которые у всех на виду, а в каких то мало известных местах и общинах. А вернее в том храме, о котором пишется в 1-Кор.3;16 « Разве не знаете, что вы храм Божий… » Конечно подобные люди имеются и в перечисленных конфессиях, но которые не проявляют себя по многим причинам, которые уже упоминались. Этот стих от Луки очень часто встречается в книге, вероятно автора сильно беспокоит эта тема. Но что любопытно, то что он не затрагивает главного основного смысла веры, касаясь только второстепенных ее вопросов. И вопрос; где искать эту веру остается открытым.

Глава « Мысли на день Пятидесятницы…».
« И вот новый народ. Есть нечто иное, как Вселенская Церковь, воспринимающая дар Св.Духа, уже не посредством Закона, но напрямую и без посредников через схождения огня в Пятидесятницу ». стр. 114
Да, подобное происходило раньше и тому были свидетели, которых были сотни, а порой и тысячи. Но происходит нечто подобное сейчас? Мы просто наблюдаем некий ритуал через рукоположение. А можно ли это назвать тем, о чем пишется в этой цитате?

Глава « Охранительство и свобода ».

Привыкаю к новой обстановке, необычная тишина и покой, редкая возможность
сосредоточиться. Аритмия - это когда в человеческом организме отсутствует унисон и происходят сбои. Этим симптомам подвержены также народы и государства, не исключение и Россия, постоянно раздираемая борьбой за управление и главенством в стране, порой между царской и церковной властями. Вероятно не зря символом герба был определен орел о двух головах, смотрящий в разные стороны.

« По многим вопросам, не касающемся догматов, у святых отцов были совершенно различные высказывания…». стр.123
« Еретиков всегда было гораздо больше, значительно больше внутри самой Церкви, нежели принято думать ». стр. 148
« Трагизм православной истории видят всегда в торжестве внешнего зла…Никогда – во « внутри ». И пока это так, то, по моему убеждению, никакое возрождение Православия невозможно ». стр.165
Все это так, и в предыдущих главах говорится о том же. И делаем многое того, что вопреки Христианству, которое как бы испытывает терпение Бога, живя по традиции и преданию старцев, называя их « отцами », не обращая уже никакого внимания на то, что сказал Христос: …не называйте никого Отцом и Учителем…
Не пришло ли время, о котором говорит Отк.18;4 и 6:
« …выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее…»
« Воздайте ей так…и в вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовила вам вино…».
А есть ли сейчас такие решительные люди? А вообще куда выходить, где искать и как воздавать, чтобы это не казалось осуждением?
Вероятно эти вопросы должны решаться самостоятельно, индивидуально в зависимости от: « Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить ». Фил.3;16

Глава « Не осуждайте…».
« …часто встречается мнение, что только в Православной Церкви спасение, и те, кто не принадлежат к ней, соответственно не спасутся ». стр.173
Вот вам еще один пример, идущий вопреки Евангелию, которое говорит: « Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать » Рим. 11; 26-32
Как плохо мы знаем Писание. Впрочем подобными заявлениями грешит не только православие, но почти все христианские конфессии.

Глава « Эсхатологический этюд ».
« Мне все чаще приходят мысли в последнее время, что « тайна беззакония », о которой ведет речь апостол Павел в 2-Фес.2;3-8, раскрывается именно в Церкви…». стр.187
Как уже говорилось ранее явление антихриста и его погибель мы « успешно » проспали. Антихрист воссел в храмах и душах человеческих сначала на одной шестой части ( России ), а потом разросся до одной трети земли, захватывая Европу, Азию, Африку, и страны обеих Америк, как свидетельствует Откровение Иоанна, обольщая всех верующих, так и избранных.
« …все эти соблазны христианам предстоит еще проходить…». Стр.189
Но эпоха антихриста прошла в 1992 году, ибо небесный суд уже свершился Дан.7;11-12, Отк.19;20. С крушением и несостоятельностью коммунистических идей. Теперь воинствует только дьявол и прочие звери, которым дано время только на срок.
Не понятно только, кому это выгодно, то что антихрист еще не пришел? Напрашивается одно; только тем, кто исправно ему служил все эти годы и тем кто не до конца осмыслил, то что произошло в России, начиная с 1917 года.

Глава « Непротивление и сопротивление ».
« Поэтому чаще всего, конечно заповедь о любви к врагам, да даже просто к идейным оппонентам, запредельна и недосягаема для нас…». стр.224
Увы, приходиться согласится с автором, но этого недостаточно, ибо с чего то все таки надо начинать, как бы нам не хотелось. Не случайно эта заповедь стоит в конце Нагорной проповеди и указывает нам, что исполнять ее можно тогда, когда верующий человек довольно хорошо исполняет предыдущие заповеди и имеет уже некий опыт. И начинать надо хотя с того, как писал Ф.Достоевский: понять человека, значит простить. Другой принцип, когда ты поставишь себя на место врага и хотя бы немного постараешься войти в его положение. Тогда возможно ты поймешь, что враг говорит о тебе правду в глаза, не таясь, чего не всегда могут сделать твои близкие, жалея тебя. Думаю, что в последующих главах автор книги даст нам возможность неоднократно прикоснуться к подобным примерам.

Глава « Этюд о богооставленности ».
« Произошло некоторое парадоксальное, если так можно выразиться, « перераспределение благодати » ; есть неверующие люди, не участвующие в таинствах и обрядах…, которые нередко живут достойнее и достигают большей внутренней свободы, большего здравомыслия, чем те, кто остается внутри церковной ограды. » стр.231
« Христианам не подобает быть самодовольными и презирать тех, кого мучит вопрос о Боге. Совсем не подобает им презирать, например Ницше. Безбожники могут быть лучше тех, которые говорят; « Господи, Господи ». стр.232
« Реликтовый субъект одухотворяется, очеловечивается через кризисы и катастрофы, которые видимо могут производить впечатление смерти самого христианства. Можно в конце концов признать, что и Спиноза со своей борьбой с антропоморфизмом, и злые издевательства Вольтера, и критика Канта, и диалектика Гегеля, и антропологизм Фейербаха, и обличения классовой лжи Маркса, и библейская критика, и мифологическая теория, и восстание против христианства Ницше, и провокации Розанова были обогащающим опытом, были очистительным огнем ». стр.265

Но кто эти люди? Стоящие как в церковной ограде, как и вне ее. Некоторых из них открыто называют врагами церкви ( которых, кстати надо любить ), но вместо этого их приговорили уже к « гиене огненной ». За то, что они не боятся обличать и воздавать
« вавилонской блуднице». Не о них ли это пишется; « …те, которые клянутся злому и не изменяют ».
А найдутся ли подобные в самой церкви? Только малая горсточка, да и то рассеянная и разрозненная по глубинкам необъятной России.
Знаю одного, двух православных священников, которые по другому истолковывают слова Христа; « …и последние будут первыми, а первые последними ». Это равнозначно лозунгу большевиков; « кто был ничем, тот станет всем ». А что произошло с Россией в 1917 году? Практически были убраны все правящие, священные и дворянские сословия, которые уже не могли дать народам России ничего нового и позитивного, вот их места и заняли, те кто был ничем. Вот только я прошу не спешить с выводами и не судить пока по плодам, которые только-только сейчас начинают проявляться. А обратиться к Евангелию, посланию Римлянам. Библейские события имеют особенность повторяться, уже на более масштабном уровне, но с той же аналогией. То что произошло с древним Израилем, произошло и с Россией, в начале 20 века.
О духе усыпления в предреволюционной России уже упоминалось ранее и если она становится аналогом Израиля, то тексты в послании Римлянам вполне можно принять, как обращение к христианскому народу.
« И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их. В отношении к благовестию, они враги вам…( имеется в виду прогнившие, правящие и наставляющие классы ). Ибо дары и призвание Божие непреложны. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их. Так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы » Рим.11; 27-32.
- читающий, да разумеет –
P.S. Хочется задать один наивный вопрос. Великих людей подобно Л.Толстому, Ницще и других порой сильно «заносит» и они допускают существенные ошибки на протяжении своей жизни, от которых также не застрахованы были библейские пророки и святые Нового завета. А кто без греха? Так вот вопрос; почему у нас принято относится предвзято, к так называемым «еретикам» и несогласным?
Хотя у Бога нет, как гласит Писание лицеприятия. Он даже восклицает: Знаю твои дела; ты не холоден, ни горяч; о если бы ты был холоден или горяч ». Отк.3;15



Глава « Проблема объективизации духа… »
« Было время, когда Церковь как бремя, как падение переживала торжество «казенщины» в себе, свою « казенную судьбу». Теперь она начинает любить ее…» стр. 249
« …и самое ужасное, повторяю, это то, что мы уже почти не ощущаем больше невозможности жить в этой лжи, лукаво и лицемерно покрытой всей «священностью» и «торжественностью» православного быта » стр. 250
Это только подтверждает раннее изложенные мысли. О том, что при крещении Руси мы получили довольно сложное и неоднозначное учение, прошедшее путь от Вселенских соборов, появления «ересей», ряд расколов, более 100 летнюю борьбу с иконоборчеством и много еще чего. Но, главное это разделение христианства в 869 году на католичество и православие, когда святые отцы, бывшие как на одной, так и с другой стороны не нашли полного согласия между собой и обе церкви были обречены. Но кто из них был более прав? Христос же сказал:
« Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то;
И если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот » Мар.3;25
Так и случилось (сначала пала Византийская, потом Священная Римская империя в 1806 и в 1917 году Российская ).
Разделение христианства не могло не оставить тяжелых последствий, для новообращенной Руси. Более того Русь отставала от Европы в принятии христианской веры более чем на 600 лет. Нужно было время, чтобы заполнить этот разрыв, но как и чем? При полном отсутствии творческого вдохновения масс, которая была сплошь религиозно невежественна? Казенщина торжествовала и тут. Перевод Библии на русский язык завершился к 1863 году и сразу пошел в печать. Подумать только, что от времени крещения Руси прошло почти 1000 лет! Слов нет!

Глава « Христианство веры…»
Мое медицинское обследование продолжается, продолжается и мое чтение книги-эссе Ф.Парфенова, которое требует более масштабного исследования. Приходится многое пропускать и останавливаться только на самом главном и необходимом. Соседу по палате разрешили принести свой переносной телевизор. На маленьком экране возник образ священника Т.Шевкунова. Автора фильма « Падение империи», где он торжественно показывает переход языческой Руси в христианство, совершенно не освещая, все сложности за этим стоящие, ибо многие языческие традиции и предания легко перекочевали в христианство, еще до крещения Руси, а тут добавились и свои родные образы; удобно вписавшиеся в православие; Иван Купала, Илья пророк, Николай-угодник (дед Мороз), Триглав (Троица), резные, деревянные фигурки апостолов и святых, «Масленица», пасхальные яйца, всего то и не упомнишь…
О какой чистоте веры можно говорить? Когда в конце передачи сам автор фильма признает, что духовные семинарии предреволюционной России стали «кузнецами» для подготовки революционеров!
Да, все мы разные, как и разные у нас интеллектуальные знания и возможности. « Ибо не одной мерой всем дает Бог ».
« На Страшном суде согласно притче евангелиста Матфея (гл.25;31-46), с нас не будет спрошено, как точно мы исповедовали христологические и тринитарный догматы. А вот поступали ли мы с ближними так, как хотели бы, чтобы поступали с нами самими; были ли верны в малом человеческом, будет спрошено непременно » стр. 281
« Отец Георгий Флоровский мне как то сказал: знаешь. Нет ни одного отца, у которого нельзя найти ереси…» стр.282
Если святые отцы ошибались и как следствие Вселенские соборы приводили к расколам, распрям и религиозным войнам между христианами, то тут непременно нужно задуматься. Не получили ли мы в итоге:
« …веру Христову превратили в «религию», в одну из земных религий с ее многочисленными правилами, ограничениями и запретами, тогда как, по замечанию о.Александра Шмемана, христианство по существу есть « конец религии » стр.287
Если это так, то невольно приходит в голову притча «о злых виноградарях». Которые изгоняются из « виноградника » за свою алчность и непригодность. А вместо них приходят другие люди. Как обычно и случается в библейских историях.
Но, « Современный мир с некоторых пор интересен тем, что люди не церковные и просто не христиане подчас лучше реализуют некоторые христианские заповеди на практике, чем люди Церкви » стр.288
Вероятно с них и начнется новое Тысячелетнее Царство нашего Спасителя.


Вместо эпилога.
Подошло к концу мое пребывание в палате № 325, медицинское обследование закончено. Но не закончена работа над комментариями к книге, как не закончена и сама книга, которая требует еще продолжения и более глубокого критического проникновения по теме Православия. Тем не менее я рад, что по отдельным темам у нас общее видение. Как и многие религии Христианство подошло к своему закономерному завершению, как будет называться новая, один Господь ведает. Но можно предположить, что основная борьба будет жесткая, ибо старое и ветхое не отступит так просто, бряцая заслугами и говоря; кто ты такой?
Но эстафету нового Тысячелетия подхватят скорей всего люди, находящиеся вне церковной ограды и язычники, не исключаю, что ими могут оказаться восточные народы Китая, Индии и др. Ведь написано: « Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада. Так и будет пришествие Сына Человеческого ».
Сейчас же мы находимся в сложной ситуации, подобной той, когда Христос воскликнул: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?
Это последнее испытание и проверка для людей на духовную зрелость и самостоятельность. Когда некоторые вопросы необходимо решать самому и невольно выносить себе самому приговор, в этом уходящем в прошлое мире.
Тем не менее спасибо автору за это эссе и пожелать ему в дальнейшем еще большего дерзновения на этом пути и как гласит Нагорная проповедь: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
В заключении несколько слов от Т. Мана:
Думать о Боге – значить не только стараться понять. Что Он Такое.
Tags: книжная полка, личное, полемика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments