pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Таинство исповеди: в поисках утраченного смысла/Церковь/ЖМПиЦВ

http://e-vestnik.ru/church/tainstvo_ispovedi_kordochkin_7022/
Статья о. Андрея Кордочкина, безусловно, хорошая. Пусть она озвучивает очевидные, в общем-то, вещи, но повторять их приходится и придётся ещё очень много. Добавлю от себя ещё кое-что.

Есть еще некоторые важные моменты в приходских исповедях современного варианта (при этом чаще всего весьма условных с точки зрения богословия таинств). Это 1) элементарное общение прихожанина со священником, которого почти нет и не случается в другое, небогослужебное и нехрамовое время; 2) откровение помыслов, практиковавшееся с давних пор в монастырях и (отчасти искусственно) перенесённое в нашу приходскую среду; и 3) некий аналог терапевтической беседы, когда священник выступает в роли психотерапевта, выслушивающего тех, кому нужно непременно выговориться, чтобы потом стало легче.

Я стараюсь выслушивать всех, предлагая, конечно, приходить с вечера, когда времени и возможностей выслушать больше. Но далеко не всегда вижу смысл читать после подобных общений разрешительную молитву. Тут, конечно, некоторые прихожанки приходят в смущение: как же так?... Я обычно и говорю, что исповедь как таинство воссоединения с Церковью и просто общение, беседа или откровение помыслов по-монастырски, - это совершенно разные вещи. Правда, тут возможны смущения и некоторые потери внутреннего мира, поэтому, если кто-то боится, что останется со своим грузом грехов, эту молитву, конечно, я читаю.

Но, разумеется, в древности не было такого, чтобы приходили по всякому малейшему поводу и говорили: "Батюшка, осуждаю, в молитве рассеянна, посты строго не соблюдала, правило не всё вычитала" и т.д. и т.п. Люди никогда идеальными не были, но покаяние за серьёзные срывы, не сравнимые с вышеперечисленными, предполагалось и могло совершаться перед всей церковной общиной, после чего назначалась епитимья с временным отлучением от причастия. Мелкие повседневные грехи не выводят христианина из лона Церкви и, соответственно, не требуют исповеди как таинства воссоединения с Церковью. В таком случае эти "исповеди" и есть просто вариант общения или беседы с пастырем.

Вариант так называемой общей исповеди есть не что иное, как редукция этой сложившейся в последние века русской практики. Когда нет времени в большой праздник при стечении многочисленного народа (или когда сами священники не склонны утруждать себя в выслушивании прихожан, что тоже возможный вариант), тут и вступает этот вариант общей исповеди. Он возможен - почему бы нет? - при общей относительности наших приходских исповедей как таковых, но не для начинающих церковную жизнь, разумеется. И не для тех, кто сорвался на ком-то из ближних серьёзно (хотя здесь мера серьёзности неизбежно у каждого выходит своя).

В сложившейся еще с дореволюционных времен дисциплинарной практике для духовенства предписывается исповедь у епархиального духовника дважды в год - Рождественским и Великим постом. Но чем в данном случае остальные христиане, практикующие и по-настоящему церковные, отличаются от духовенства? Абсолютно ничем. "Генеральную уборку" или так называемый "субботник" внутри себя, безусловно, периодически делать полезно, как это как раз и делается раз-два в год во всех общественно-значимых учреждениях. Только священство имело при этом возможность регулярного причащения, а остальной народ искусственно стал быть лишённым такой возможности, из-за того, что церковь подверглась клерикализации. Сложившуюся практику упразднить невозможно в течение лет или даже десятилетий - инертность традиций, соответствующего воспитания, внушения и привычек всегда очень сильны. Но её и не стоит упразднять - скорее, лучше преобразовывать постепенно и придавать ей другой смысл, а не тот, который многими сейчас предполагается. Или, точнее, привести изначальный смысл в соответствие со сложившейся реальностью, которая такова, что люди, бесспорно, хотят быть выслушанными (правда, не все в этом нуждаются часто, и тут даже возможен вариант некоторой "духовно-наркотической" зависимости, который нужно просто пресекать), что в отсутствие дружных приходских общин и при общей разрозненности в церковной среде современная практика лишь отражает индивидуалистический и потребительский подход, с которым бесполезно бороться какими-то внешними мерами. А для новоначальных такие беседы-исповеди зачастую становятся важным, если не единственно возможным, элементом катехизации... Но это если со священником, конечно, повезёт!
Tags: жизнь церковная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments