pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О чем просил греческий митрополит патриарха Московского?

http://www.romfea.gr/epikairotita/17501-2013-06-12-23-27-48
Эмилиос Полигенис, 13 июня 2013

Связи председателя Элладской Церкви по экономическим вопросам, митрополита Элассонского Василия, с Русской Церковью отличные. Подтверждением этому была состоявшаяся встреча митрополита Василия с патриархом Московским во время его посещения резиденции Синода.

Согласно сведениям Romfea.gr, во время встречи патриарха Московского и митрополита Элассонского, которая проходила наедине, зашла речь об общем для двух Церквей духовном сокровище, святителе Арсении, епископе Элассонском, в России Суздальском.

Перед отъездом из Греции патриарх Московский и Всея Руси Кирилл посетил монастырь Верии, где митрополит Элассонский имел возможность во второй раз пообщаться наедине с патриархом.
«Ваше Святейшество, освятите один из новых храмов Москвы в память святителя Арсения!» - попросил митрополит Элассонский патриарха Кирилла, согласно полученным сообщениям.

Предстоятель Русской Церкви выслушал предложение митрополита с большим вниманием, говоря: «Преосвященный, я позабочусь, чтобы ваша просьба была исполнена!».
----------------------------------------------------------------------------------------
Никогда ничего ранее не знал об этом Арсении Элассонском-Суздальском! Точнее, не обращал внимание, - много же их было за всю историю… Между тем, крайне любопытная была личность, в интересное и сложное время жившая.

Википедия вкупе с Православной Энциклопедией тут просто незаменимы.
Годы жизни святого: 1550-1625
Примерно в 1560 году отец Арсения умер, и его воспитание легло на плечи старшего брата Иоасафа, который и дал младшему брату первое образование. В 1568—1572 годах Арсений учился в школе дидаскала Матфея. В 1572 году Арсений стал монахом, а несколькими днями позже митрополит Иеремия возвел его в сан иеродиакона. После смерти старшего брата Иоасафа, Арсений жил в монастыре Дусику, где в 1579 году он стал иеромонахом. В конце 1579 года был назначен священником Патриаршего храма Паммакаристос.

21 февраля 1584 года Арсений становится архиепископом Димоника и Элассона. В 1585 году по наставлению Патриарха Феолипта II отправился с посольством в Москву, чтобы поминуть душу ушедшего из жизни царя Иоанна IV Васильевича Грозного. На обратном пути Арсений остановился во Львове, где остался, возглавил в качестве ректора высшую братскую школу, в которой около двух лет преподавал греческий и церковнославянский языки, а также руководил написанием греко-славянской грамматики, напечатанной в 1591 г. под названием «Адельфотес. Грамматіка доброглаголиваго еллинословенскаго языка. Совершеннаго искуства осми частей слова. Ко наказанїю многоименитому Російському роду».

В 1588 году Арсений Элассонский сопровождал патриарха Иеремию по пути в Москву, где они вместе вели переговоры о введении в России Патриаршества. В 1589 году в Успенском соборе Арсений принял участие в избрании Патриарха всея Руси, в том числе и доставил акт избрания царю. Также участвовал при рукоположении святого митрополита Иова в Патриарха. Получив разрешение от царя оставаться в Москве, Арсений поселился недалеко от царского дворца в Кремле.

Как пишет «Православная энциклопедия»,

«В 1597 г. А. Э. был поставлен архиепископом Архангельским и стал «хранителем царских гробниц» в Архангельском соборе Московского Кремля. В акте избрания на царство Бориса Годунова 1 авг. 1598 г. он подписался как архиепископ Архангельский, указав также свой прежний титул - «архиепископ Елассонский». Грамотой от 15 нояб. 1599 г. царь пожаловал ему как архиепископу Архангельскому земли в Боровском, Клинском и Московском уездах, принадлежавшие до этого собору. На получаемые с них доходы А. Э. строил храмы в Москве и пожалованных владениях. В московском Андрониковом мон-ре он построил ц. во имя Чуда архистратига Михаила, восстановил большую трапезу, выстроил каменную колокольню (о строительстве колокольни сообщает житие А. Э., однако мн. исследователи это оспаривают). В подмосковном с. Святые Отцы (Всехсвятском) А. Э. «воздвиг церковь Всех святых, и украсил ее внутри и вне, обнес ее оградой кругом, и насадил около нее различные деревья, и вблизи ее устроил пруд, и вырыл вблизи колодезь, против двери ее». В с. Завидово Клинского у. на средства А. Э. была воздвигнута ц. Успения Богородицы с 2 приделами - в честь Соборов архангелов Михаила и Гавриила и всех Небесных сил бесплотных и во имя прор. Илии. Вблизи от Завидова, по-видимому в с. Спас-Заулки, А. Э. «воздвиг церковь великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». В с. Никитском Боровского у. он построил ц. во имя Архангелов, «обнес ее оградою... и насадил около нее различные деревья». В 1599 г. А. Э. отослал в метеорский мон-рь Варлаам серебряный дискос, в кремлевский Архангельский собор дал вкладом Служебник (Вильно, 1583). Позднее А. Э. сделал еще ряд вкладов в Архангельский собор: в 1606 г.- Евангелие, в 1609 г.- Минею за ноябрь; на окладе печатного Евангелия XVII в., хранившегося в соборе, имелись фрагменты серебряного оклада, снятого с Евангелия,- вклада А. Э. в собор в 1609 г. По-видимому, в связи с многочисленными вкладами А. Э. его род был записан в синодик Архангельского собора. В 1602 г. А. Э. отправил с иерусалимским архим. Дамаскином в мон-рь Татарна подаренный ему иером. Матфеем в 1596 г. Евхологий и нек-рые предметы церковной утвари. С авг. 1603 по март 1604 г. в Москве для сбора милостыни находились посланцы Иерусалимского Патриарха Софрония V во главе с архим. Феофаном, буд. Патриархом. А. Э. немало способствовал успеху этого посольства.
В Смутное время архиепископу Архангельскому пришлось перенести немало испытаний. 20 июня 1605 г. Лжедмитрий I занял Москву, 7 июля венчался на царство. И в его встрече, и в венчании А. Э. принимал самое активное участие: после коронации самозванца в Успенском соборе «императорской короной» А. Э. в Архангельском соборе возложил на него шапку Мономаха. 30 июня состоялся Собор Русской Церкви, в к-ром участвовал Архангельский архиепископ. Собор низложил Патриарха свт. Иова и на его место избрал грека Игнатия (бывш. еп. Иерисоса и Св. горы, с 1603 архиеп. Рязанский). 8 мая 1606 г. А. Э. участвовал в короновании Марины Мнишек, 11 мая явился во дворец с поздравлениями и подарками новобрачным Лжедмитрию и Марине. 19 мая А. Э. был среди высшего духовенства Русской Церкви, когда после расправы с Лжедмитрием состоялось избрание царем Василия Иоанновича Шуйского. Вслед за этим Игнатий был низложен и Патриархом избрали Казанского митр. сщмч. Ермогена. Далее А. Э. стал свидетелем появления Лжедмитрия II и пленения поляками Василия Шуйского (июль 1610), пожара в Кремле (1611), при к-ром пострадал и дом А. Э. После ареста поляками 1 мая 1611 г. Патриарха Ермогена А. Э. стал главой правосл. духовенства в Москве и в этом качестве участвовал в переговорах боярского правительства с кор. Сигизмундом III, 5 окт. 1611 г. Архангельский архиепископ подписал 2 грамоты Сигизмунду и его сыну Владиславу, содержавшие «убеждение королевича к скорому приезду в Москву» для последующего коронования на царство. Потерявший почти все свое имущество и голодавший во время осады Кремля рус. ополчением в авг.-окт. 1612 г., А. Э. сподобился явления ему прп. Сергия Радонежского, к-рый предсказал скорое избавление от бедствий. 27 нояб. во главе московского духовенства А. Э. с Владимирской иконой Божией Матери встречал вступавшее в Москву рус. войско. 2 мая 1613 г. он вместе со всем духовенством встречал близ Москвы Михаила Феодоровича Романова и его мать Марфу и сопровождал их к царским гробницам, где служил молебен. 11 мая он поставил свою подпись на грамоте об избрании царем Михаила Феодоровича, 11 июля участвовал в венчании юного царя».
http://www.pravenc.ru/text/76326.html


В 1613 году Арсений становится архиепископом Тверским и Кашинским, с сохранением титула архиепископа Архангельского. Предположительно в 1615 году был назначен на Суздальскую кафедру, где получил титул архиепископа Суздальского и Тарусского.
В 1620 году архиепископ Суздальский святитель участвовал в постановлении «О крещении латынь и о их ересех». В 1625 году Арсений принимал участие в расследовании чудотворного воздействия Казанской иконы Божией Матери. В этом же году Арсений Элассонский скончался и был погребен в суздальском кафедральном Рождественском соборе.
В 1660 году над его могилой построили деревянную гробницу и написали его образ, в некоторых храмах начали появляться иконы с его ликом.
В 1668 году Суздальский архиепископ Стефан обрёл нетленные мощи Арсения Элассонского. В Кайдаловских святцах конца XVII века отмечены дни памяти святителя (29 апреля) и обретения его мощей (28 апреля). Канонизирован в 1982 году с включением имени в Собор Владимирских святых.
==================================================

А тут еще возмущаются многие… Прогибается церковь под власть государственную? А когда-нибудь в течение последних 500 лет, за небольшими исключениями, было иначе? Чья возьмет власть, туда и церковь, - типичная византийщина, и «нет ничего нового под солнцем». И далеко не худшие люди в ней участвовали.
Tags: жизнь церковная, история, люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments