pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Вознесение как присутствие в отсутствии

«Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них»; «Я с вами во все дни до скончания века»… К этим фразам многие привыкли. Что они означают на самом деле, если ещё учесть, что последняя книга Нового Завета оканчивается словами «ей, гряди, Господи Иисусе!»?
Для восполнения Своего видимого отсутствия Иисус обещал послать Духа-Утешителя:
«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам…» (Ин. 16, 7).
Утешитель, или Ходатай (другой смысл слова «Параклитос») продолжит дело Христа, начатое на Земле, через избранных учеников: «И грядущее возвестит вам» (Ин. 16, 13).
Уместно вспомнить и слова апостола Павла: «Если мы и знали Христа по плоти, то теперь уже не знаем» (2 Кор. 5, 16).

Присутствие Христа в Евхаристии – это как раз очередное незнание Христа по плоти и небольшое, частичное знание в Духе (здесь всё отчасти: «отчасти знаем и отчасти пророчествуем»). В литургии Он с нами, но – вознёсшийся. Общение с Ним – всё-таки не прямое, а опосредованное. К прямому общению ни каждый из нас, ни всё человечество в целом, ещё не готовы. Прямое и личное общение предполагает либо суд, последний и окончательный, либо окончательное же прославление. По нашей неготовности Иисус щадит всех от этого. История зачем-то продолжается, и будущие поколения христиан как-то должны придти в большую меру возраста во Христе и совершенства, не без нас и не без наших предков достигнув этой большей меры. А сами предки тоже, очевидно, созревают для Второго пришествия. Кроме разве что отдельных выдающихся святых, которые фактически уже воскресли до всеобщего воскресения.

«Учение о Троице позволяет нам понять, что человек из Назарета по имени Иисус отличен как от Бога Отца (Он не «вернулся назад, чтобы снова стать Богом» после своей земной жизни), так и от Духа (Иисус, который рядом с нами и в нас Духом Святым, все равно остается Иисусом, который отличен от нас), хотя одновременно и равен им. Это освобождает нас от превозношения любого рода, в том числе от христианского превозношения… Приняв реальность вознесения, можно облегченно вздохнуть и отказаться от бесполезной попытки стать Богом (которая неизбежно приводит к разочарованию, поскольку никогда не увенчивается успехом), а вместо этого радоваться тому, что мы – творение: да, мы носим в себе Божий образ, но все равно остаемся тварными существами.

Таким образом, вознесение говорит нам об Иисусе, который остается человеком в настоящем смысле этого слова, а потому отсутствует, хотя в каком-то смысле также присутствует среди нас. И здесь как Святой Дух, так и таинства обретают великую значимость, потому что именно через них Иисус претворяет свое присутствие. Нередко в церкви чрезмерно подчеркивается присутствие Иисуса, что мешает понять, что Он одновременно отсутствует, а потому люди задаются вопросом: «И это все, что у нас есть?» На что можно ответить: нет, не все. Кроме Его присутствия есть кое-что еще: господство Иисуса; тот факт, что во главе мира уже стоит человек; Его ходатайство за нас. Это превосходит наше ощущение Его присутствия, ибо, разумеется, слишком сильна зависимость такого ощущения от наших настроений и внешних обстоятельств»
(Том Райт, "Главная тайна Библии").
Tags: богослужение, высокое богословие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments