pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Осевой народ, христианские народы и их судьбы.

(некоторые мысли после последней поездки по Израилю)

Судьбу Израиля, в том числе в новейшей истории, невозможно понять вне библейского контекста. И даже в связи с Писанием ещё далеко не всё открыто, ещё многому предстоит исполниться и раскрыться. Евреи вообще представляют собой модель или архетип любого народа на нашей Земле, поскольку это осевой народ всей земной истории, во всяком случае, согласно Библии. И в нем могут обнаруживаться судьбы разных других народов, в которых повторяется многое из того, через что проходили сами евреи. Но главным образом это касается тех народов, которые связали себя с Христом и Церковью. Вся история Израиля предстает нам на библейских страницах как сложная цепь взаимоотношений Бога с избранным народом, который чаще всего оказывается неверным возлюбившему его Богу. Но не то же самое ли повторяется со всяким другим народом, приобщившимся к библейской вере, и не то же самое повторяется в отдельной человеческой душе? Но в судьбе некоторых народов это проявилось особенно отчетливо. Ведь сама богоизбранность или пусть даже некоторые претензии на неё предполагают особую ответственность.

Если кому-то из людей или народов дано больше, чем всем остальным, то с таковых больше и спрашивается. Или же таким народам выпадает нести свой крест не в метафорическом, а во вполне реальном выражении, и восходить на свою Голгофу. Такая Голгофа была у евреев в минувшем ХХ веке – это Холокост. Само слово в греческой септуагинте означает жертву всесожжения… Но на Голгофу чаще всего восходят лучшие из всех людей и народов, а не худшие. Они принимают на себя всё зло окружающего мира, приносят себя в жертву (или же их приносят в жертву) и тем самым повторяют земную судьбу Христа. Это трогательно выразила Эдит Штайн, монахиня еврейского происхождения, принявшая постриг в кармелитском монастыре в Голландии, где была арестована, а затем погибла в газовой камере Освенцима 9 августа 1942 г. Она писала: «Я сказала Господу в молитве, что на еврейский народ возложен крест. Большинство из нас этого так и не поняли. Но те, кто поняли, должны взять его добровольно во имя всех остальных. И я это сделаю…» (цит. по статье: Дж. Форест. Паломничество в ад. Журнал «Дорога вместе» №4/2012 – 1/2013).

Н.А. Бердяев в статье «Национализм и антисемитизм перед судом христианского сознания» (1914 г.) писал:
Еврейство, сознательно или бессознательно, все еще ждет иного мессию, царя земного, и учит другие народы отвергать Христа потому, что Он не водворил блаженного царства на земле, что зло и страдание продолжают существовать на земле и после Христа. И народы соблазняются еврейским хилиазмом и еврейским ожиданием иного мессии, который даст людям то, что не дал Тот Мессия, Распятый. Недаром духу еврейства так близка социал-демократия, которая есть лишь модернизированная трансформация еврейского хилиазма, еврейского ожидания мессии – земного царя и земного блаженства без искупительной жертвы… В трагическо-страдальческой судьбе своей еврейский народ искупает свое отвержение тайны искупления. Еврейский народ распял Христа и отверг Распятого, и он вечно распинается среди других народов, ненавидящих его…И выживает еврейский народ, сохраняет свой исключительный облик, несмотря ни на что. Еврейство неистребимо; оно остается осью истории. Оно неистребимо и не поддается ассимиляции, не может слиться с другими народами, не может раствориться в них. Сила самосохранения еврейства поистине необычайна и чудесна.”

Россия в своей судьбе поразительно скопировала отдельные библейские эпизоды народа Израиля в минувшем ХХ веке. Соблазнившись в том числе идеей блаженного царства справедливого коммунистического общества, где «от каждого по способностям, каждому по потребностям». А затем уже идеей построения идеализированного рыночного и демократического общества по западному образцу, одним махом, тогда как сами европейские народы шли к этому не одно столетие… И именно над Россией, как в своё время над Израилем, исполнились слова библейского пророчества: И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли... Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души (Втор. 28, 64-65). И даже сам срок идеологического и прочего пленения российской жизни совпал с символическим сроком Вавилонского пленения Израиля: 70 лет – 10х7 – число скорее «иконописное», символизирующее полноту срока или же принятое в то время символическое число народов Земли, но в нашем случае оно исполнилось более, чем буквально: 1918-1988. Два рассеяния Израиля – одно при Вавилонском пленении, другое после разрушения Иерусалима в 70 г. по Р.Х. – также в чем-то напоминают два массовых рассеяния из России, одно послереволюционное, другое послеперестроечное 90-х – 2000-х. С той, конечно, существенной разницей, что последнее российское рассеяние было не столько насильственным, сколько более-менее добровольным, хотя русских беженцев с Кавказа или среднеазиатских республик наберется не так уж мало. И русским по местам приходилось быть гонимыми только за то, что они русские… Но наиболее целенаправленное и методичное истребление исключительно по кровно-национальному признаку приняли на себя опять же евреи в 30-х – 40-х годах ХХ века!

Среди современных евреев можно найти множество разных психологических и религиозных типов людей – само еврейство сейчас очень неоднородно. Здесь можно найти тип гражданина мира, космополита, всечеловека, и вклад многих людей подобного типа в мировую культуру поистине замечателен и огромен! В этом явное влияние христианского универсализма, порожденного евреями, нашедшего свой отклик у греков и римлян и вскоре выраженного уже в древнем послании к Диогнету: «Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого либо необыкновенного наречья, и ведут жизнь ни чём не отличную от других… Но обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужая страна».

И вместе с тем другой части евреев свойственна, наоборот, культурно-религиозная обособленность, замкнутость с духом зилотства, фарисейства или традиционализма без живого внутреннего содержания по типу «так положено». Соблюдение Субботы в теперешнем Израиле в некоторых чертах очень даже повторяет педантичность и мелочность, с какой её хранили современники Иисуса! Но и русскому духу свойственно всё то же самое – и универсализм со всечеловеческим охватом, идущим от русской классической литературы, пропитанной христианством, и местечковый национализм, и обрядоверие с фарисейством и зелотством, и традиционалистское законничество среди многих православных. И даже бытовой антисемитизм у русских обусловлен, мне кажется, некоторой схожестью русских с евреями, а там, где есть схожесть, присутствует и ревность, притом, что в евреях, как в зеркале, можно видеть самих себя.

Отношение многих современных евреев к иудаизму далеко не простое. Многие предпочитают его светскую форму, не обремененную разными религиозными практиками, и не всё принимают в классическом иудаизме до конца и всерьёз (да и в нём самом есть разные течения). Но совершенно то же самое можно наблюдать и в современной России в отношении православия, и во многих других пост-христианских странах! Во многих случаях современный Израиль может подать положительный пример сочетания светскости государства с разнообразием вер и религий на его совсем уж небольшой территории. И если в России религиозность и светскость часто вступают в определенный конфликт, то в современном Израиле это как-то удивительным образом сглаживается… Такое, по крайней мере, личное у меня возникло впечатление. Возможно, это следствие общественной еврейской солидарности, которая существует, несмотря на многие внутренние различия. Тогда как в русской среде очевидна разобщенность даже внутри разных отдельно взятых светских или религиозных субкультур!

Воистину, судьба Израиля, как древнего, так и современного, заставляет размышлять и при этом учиться у него как «модельного» или «архетипического» народа, в котором потенциально присутствуют все положительные и отрицательные стороны других народов, да и церковных сообществ. Церковь в разных странах, да и вся в целом, проходила и еще будет проходить судьбу Израиля, его взлёты и падения, его соблазны и прозрения, она будет распинаема среди разных народов как по своим историческим грехам, так и просто потому, что от Христа и Его креста ей не уйти.

А в заключение дам ссылку на фоторепортаж из музея Яд ва-Шем в Иерусалиме. Смотреть на его экспозицию невозможно без содрогания. Я там был с группой в этот раз, но снимать там запрещается. Однако, кому-то из журналистов или блоггеров иногда разрешают:
http://dandrey.livejournal.com/28245.html
Мне самому удалось поснимать лишь вокруг да около:
1

2

3

4

Памятник Янушу Корчаку:
5

Название комплекса Яд ва-Шем — «память и имя» — происходит из слов пророка Исаии: «И дам Я им в доме Моём и в стенах Моих память и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам ему вечное имя, которое не истребится.» (Ис.56:5)
Tags: история, люди, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments