pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Дискуссионное. Что такое спасение, кто спасает и кто спасается?

Оригинал взят у yurij_maximov в Печальная история
Приехали друзья из далекой страны. Рассказали историю из местной приходской жизни.
В храм стал приходить один из живущих в этой стране русских, повенчался, начал посещать богослужения, интересоваться верой. Как-то раз он привел несколько своих друзей (тоже русских) на беседу с батюшкой. Один из них хотел дочку свою крестить, другие просто интересовались. Пошел разговор, в частности, один из пришедших упомянул, что слышал от одного священника, что люди, находящиеся вне Православной Церкви, не спасутся. На это батюшка немедленно заявил, что священник тот сказал чепуху, мол, конечно же, все добрые люди спасутся, главное, чтобы по совести жили и т.д. и т.п. Гости послушали и ушли. И больше не вернулись. Включая того, кто собирался дочку крестить, и того, кто венчался и начинал воцерковляться. А поскольку в этих краях другого православного храма нет, приходится признать, что люди ушли совсем, а не просто из конкретного прихода. И неудивительно. Если вопрос вступления в Церковь - это не вопрос жизни и смерти, то тогда чего ради мучить себя постами и длинными службами, ограничивать себя на каждом шагу? Главное, по совести жить, а спастись и без Церкви можно - это ведь священник сказал. Непонятно, правда, зачем тогда Церковь. Да и Христос тоже. Разве что для создания рабочих мест для таких вот священников.
Сколько же еще такие горе-священники вместе с горе-профессорами и горе-миссионерами будут отравлять людей этой ложью о возможности спастись без Христа и Его Церкви, ложью, которую святитель Игнатий называл богохульством и отступничеством от Христа? Поистине "затворяют Царство Небесное человекам, ибо сами не входят и хотящих войти не допускают" (Мф. 25:13).





Всё один и тот же избитый в многочисленных дискуссиях вопрос, о котором невозможно придти к единому мнению, поскольку каждый верующий неизбежно под словом "спасение", "церковь" подразумевает что-то своё, обусловленное и прочитанной литературой (у каждого своей), и воспитанием, и внушением со стороны разных авторитетов, и многим чем еще.
Я верю Христу, сказавшему: "В доме Отца Моего обителей много". Не все спасённые удостоятся одинаковой славы, это очевидно. Но диакону Георгию стоит вспомнить об одном александрийском сапожнике из "Древнего Патерика", которого встретил преп. Антоний Великий по особому духовному внушению. Этот сапожник говорил про себя, что все жители Александрии спасутся, и лишь он один достоин осуждения (притом, что дело происходило в Александрии IV века, где жили и иудеи, и язычники, и ариане). Антонию предварительно было сказано, что он еще не вошел в меру этого сапожника...

Далее, спасение и помилование - одно и то же, или нет? Если воспринимать спасение в святоотеческом ключе обожения, а не в юридическом смысле, то отнюдь не одно и то же. Если же подходить ко спасению с чисто внешне-юридической точки зрения лишь по факту принадлежности к "самой истинной" церковной организации, то получается, что Бог смотрит не на суть, не в сердце человека, а лишь на внешность. По крайней мере, так получается согласно логике тех, кто категорично утверждает, что спасение вне одной единственной и "самой истинной" Церкви невозможно. Или пусть тогда предложат критерии принадлежности этой "самой истинной" Церкви, только не внешние, а по существу!

В любом случае всем не угодишь никакими возможными ответами в примере, приведенном диак. Георгием (одних устроит, что спасение невозможно вне православия, других оттолкнет, да и знаю немало противоположных примеров, когда отталкивала именно такая узкая категоричность). Но само стремление присоединиться к церковной среде из-за боязни неспасения вследствие внушения кого-то из проповедников слишком узко либо сознанием своего превосходства, либо рабской психологией, продиктованной не любовью к истине и Богу, а из-за страха наказания.

Из этого вытекает как раз вопрос о границах той единственно-спасительной Церкви, который не решен и не может быть решен в принципе. Но если перенести акцент с церковной организации на Самого Христа, то тогда многие проблемы сами собой устранятся. Спасает-то Христос, причем всех, кто стремится к Нему, независимо от правой или не очень правой веры в Него! Иначе тогда получается, что кровоточивая женщина, слепцы или прокаженные, которых Христос исцелял, говоря "вера твоя спасла тебя", были уже сведущи в догматике последующих семи соборов, что ли?.. Или все-таки под верой здесь имеется в виду не теоретическая вера-знание, а вера как практическое доверие Христу, и не больше, но и не меньше? Он основал Церковь, но Он не задал никаких её определений, границ, Он не занимался её устроением. Это он поручил людям, их свободной инициативе, начиная с ближайших учеников. А разделения в церковной среде стали происходить сразу же, по грехам христиан, о чем писал еще апостол Павел (1-е Коринфянам, с самого начала). Когда Церковь начала количественно умножаться, стали действовать чисто земные "законы больших чисел", согласно которым вероятность разделений и разногласий в сообществе увеличивается по мере увеличения его числа членов. Малому числу людей договориться друг с другом значительно легче, чем большому, это факт. Но всё это чисто земные вещи, к сути Благой Вести отношения либо вовсе не имеющие, либо это отношение весьма косвенное. Разделились внутри Церкви сами люди, но Христос вовсе не делит людей так, как они делят самих себя на правых и неправых, на православных и еретиков. Он то говорит, что "кто не против вас, тот за вас", то приводит в пример веру откровенных еретиков-самарян (в притче о милосердном самарянине и в эпизоде, когда из 10 исцелившихся прокаженных возвратился поблагодарить Христа один самарянин).

Да, и что значит "родиться от воды и Духа"? Есть ли это сам голый факт крещения, или Христос имел в виду нечто гораздо более сокровенное? Мы знаем, как многие столетия люди с младенчества были крещены, но значит ли это, что они рождались по существу от воды и Духа? Совершенно не очевидно. В то же время мы знаем и примеры, когда Дух Святой сходил прежде всякого крещения на уверовавших. Не говоря уже о том, что Аврааам назван в Писании "отцом всех верующих" до всякого учреждения крещения и уж задолго до возникновения Церкви.

А вот параллель земной Церкви с ветхозаветным Израилем как раз очень уместна будет в данных рассуждениях. Церковь как земная структура, любая причем, всегда подвержена уклонениям от истины на практике. Как Израиль, который был хоть и избран Богом, но сколько раз уклонялся от Бога и изменял Ему! И эта измена менее всего касается теоретических знаний, но затрагивает практическое исполнение Христовых заповедей. Истина Христова открыта не столько в том, как рассуждать о Боге, но прежде всего в том, как действовать и жить в этом мире. Плюс к этому есть основные положения веры, по которым все христиане между собой остаются едиными, как были едины между собой древние христиане, притом, что разномыслия по многим вопросам и тогда были налицо. А вот когда начали уточнять, детализировать предметы веры и спорить о чисто отвлеченных вещах, возникли новые поводы к разделениям. Впоследствии стало приходить понимание, что язык для выражения этих истин веры, основанный на Аристотелевской философии, весьма условен и относителен. Поэтому отлучение друг друга от единой Церкви на основании позднейшей детализации вопросов веры сейчас многим кажется нелепым.

Про себя могу лишь отметить, что эмпирическая церковь мне очень много дала, несмотря на всякие в ней негативные моменты, и без неё я не состоялся бы как христианин. И не спасусь в конечном счете вне её. Но это утверждение невозможно универсализировать и объективировать, распространяя его на всех остальных окружающих людей. Кому дано больше в плане познания и спасения, с тех и спросится больше. Поскольку та же церковная среда может служить и источником соблазнов, и даже гибели некоторых людей. Не случайно же Иисус предупреждал, что в мир надобно придти соблазнам, но горе тем, через кого они приходят.
Tags: жизнь церковная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments