pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Чуть-чуть о русско-болгарских церковных связях.

Ходит тут новость (сначала в блоге «Эха Москвы», затем на сайте Интерфакса), что архимандрит Филипп (Васильцев), настоятель Подворья РПЦ в Софии с мая 2011 г., на днях вынужден был покинуть Болгарию.
http://www.interfax.ru/world/txt.asp?id=296131

Мой тезка до того 10 лет прослужил в Риме, в Никольском приходе на Via Palestro, а еще раньше в Париже был клириком Трехсвятительского подворья и настоятелем Свято-Троицкого прихода в Ванве, по совместительству. Я как раз прибыл в 2002 году на его место после того, как его перевели в Рим. Чтобы нас отличать, его с тех пор заочно звали «Филипп первый» или «римский», а меня «Филипп второй», или «парижский», соответственно.

Мы виделись немного, три-четыре раза за всё время. Поэтому я лично от комментариев по поводу описываемых событий воздержусь. Но интересно то, что сам я, после пересечений с о. Филиппом «первым» во Франции и Италии (один раз он помог мне устроиться в Риме переночевать в одной русской семье), впоследствии также имел некоторое отношение к Болгарии, хотя и не такое прямое, как он!


Поскольку ровно два года, с осени 2009 по осень 2011, я прослужил в Болгарском подворье на Таганке, где настоятельствовал с 2004 по март 2011 сначала архимандрит, а с 2008 г. епископ Игнатий (Карагьозов). Когда я вынужден был уйти из прихода в Царицыно в связи со сменой настоятеля летом 2009-го, мне посоветовали обратиться туда, сказав, что еп. Игнатий ищет священников во второй храм подворья. Осенью я там появляюсь, и епископ Игнатий меня принимает весьма доброжелательно и заинтересованно. То, что я служил во Франции и что нахожусь за штатом, испытывая некоторые проблемы с нашей административной Системой, для него оказалось хорошей рекомендацией! Я стал служить во втором, Никольском храме подворья, что у самого метро Таганская-кольцевая (основной Успенский храм подворья в Гончарах чуть подальше от метро, через дорогу). Богослужения там стали каждодневные, так что нередко две-три, а иногда даже четыре литургии в неделю мне были обеспечены.

Но в марте 2011 епископа Игнатия отзывают в Болгарию, а новым настоятелем становится иеромонах Феоктист (Димитров), стипендиат МДА в Троице-Сергевой Лавре, которого сразу же возводят в архимандриты. И новоназначенный молодой архимандрит сразу начинает резать по живому! В точности, как об этом говорят и пишут некоторые болгарские СМИ о русском настоятеле подворья о. Филиппе (Васильцеве)! Если не хуже. Хладнокровно, безжалостно, за пару месяцев он разгоняет весь тот коллектив, который сложился на Болгарском подворье при епископе Игнатии. Его многие любили, приход был многонациональным, там были и болгары, и грузины, и украинцы, но большинство, конечно, русские, как и священники были все русские, из Патриархии. Затем разгоняются два хора Никольского храма, певшие византийскими распевами, мужской и женский. Феоктист оставляет только смешанный из Успенского храма, который делится, чтобы обеспечить пение и в Никольском тоже. Затем, очевидно, он думает, как избавиться от лишнего балласта из заштатных священников типа меня или клириков других храмов или студентов МДА, приглашенных по будним дням служить в Никольском храме (таких было двое-трое). Первым, от кого о. Феоктист избавился, оказался студент МДА иерей Андрей Трегубов, бывший клирик Вятской епархии, с которым я хорошо подружился! А потом, через полгода после своего прибытия, о. Феоктист под предлогом установления нового иконостаса, заказанного еще при его предшественнике, закрывает Никольский храм на ремонт. И обещанный ремонт вместо 10 дней длится месяц, потом другой… Мне сразу становится ясным, что больше мне там делать нечего, и я перехожу в другой храм, где, слава Богу, до сих пор и пребываю.

Епископ Игнатий говорил, что у них в Болгарии отношения иные, чем в России: там стараются больше по любви поступать, не любят слепого послушания и волюнтаризма. Брат епископа Игнатия, с которым я иногда контачу в Фейсбуке, так и написал про о. Филиппа: «Он хороший батюшка... но не понял что с болгарскими людьми надо по-другому общаться и работать. У нас люди более свободные. Чтобы слушать, им надо знать, почему и т.д.». Но вот его преемник оказался именно тем волюнтаристом, каких в России и так в избытке. А о. Андрей Трегубов, как узнаю, недавно защитил магистерскую диссертацию и был направлен от МДА как раз для обучения в Софийском университете! Я связался с ним, и он пишет: «ТВОЕГО ТЕЗКУ ОБОЛГАЛИ, КАК И МЕНЯ. НЕ СЛУШАЙ ИХ ПОЖАЛУЙСТА. ЭТО ЛЮДИ, КОТОРЫЕ КЛЕВЕЩУТ НА НАС».

В общем, когда налицо противостояние таких полярных оценок, истина обычно находится где-то посередине, и тогда нет здесь однозначно правых и виноватых. Логично предположить, что, как в 2011 году назначение настоятелей Болгарского подворья в Москве и Русского в Софии произошло практически симметрично, так и смена настоятелей этих же подворий произойдет в течение этого года, если о. Филипп не возвратится обратно. На о. Феоктиста и писали, и жаловались, еще когда я там служил, это совершенно точно! Я лично убежден, что его, безусловно, нужно убрать. Ничего он из себя не представляет, совершенно «серый», ссылался на какие-то там «благословения», когда каждый раз что-то ломал (как это знакомо, ага!), и рад бы был окружить себя такими же «серыми», как он сам.


Появилась информация на официальном сайте русского подворья в Софии: сообщения об отзыве архимандрита Филиппа (Васильцева) не соответствуют действительности
http://podvorie-sofia.ru/kommentariy-press-sluzhbyi-patriarshego-podvorya-na-poyavivshiesya-v-poslednee-vremya-publikatsii/
Tags: жизнь церковная, люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments