pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

К Великому посту: уместная ссылка

Сборник синаксарей Постной триоди на русском языке (чтений в церковном собрании на разные случаи - подготовительных воскресений к Великому посту, воскресений и праздников в течение самого поста, а также дней Страстной седмицы). Синаксари помещены в Триоди, но из-за трудоёмкого подчас славянского языка никто их обычно не читает. А тексты иной раз весьма любопытные и назидательные.

Из завтрашнего синаксаря (даже с частичными ответами на вопросы, задававшиеся во вчерашней моей записи):

(Адам) был создан между смертью и бессмертием, чтобы получить то, что сам выберет. Хотя возможно было Богу создать его и безгрешным, но чтобы было испытано и его собственное произволение, дается заповедь употреблять (в пищу) от всех деревьев, кроме одного, — это значит, разрешается помышлять о познании Божественной силы через все творения Божии, но только не о естестве Божием. Так и Григорий Богослов любомудрствует, что (другие) райские деревья — это божественные помыслы, а запрещенное дерево — созерцание. То есть, говорит он, Бог повелел Адаму интересоваться всеми остальными стихиями и качествами и умом размышлять (о них), равно и о своей природе, прославляя за это Бога, ибо это — истинная пища; однако о Боге: Кто же (Он) по естеству, и где (Он), и как привел все из небытия, — отнюдь не допытываться. Однако Адам, оставив всё другое, стал более и более выведывать о Боге и тщательно исследовать Его сущность. Поскольку был еще несовершенен и неразумен, как младенец, то и впал в это, когда сатана через Еву внушил ему мечту обожения.

А великий и божественный Златоуст, хотя и следуя Писанию, но вместе с тем не по букве, приписывает этому древу (познания) некую двойную силу и говорит, что рай был на земле, считая его вместе и духовным, и материальным, — как и Адам был между смертью и бессмертием.

Некоторые же думают, что древом преслушания была смоковница, так как (Адам и Ева), внезапно познав свою наготу, прикрылись, употребив ее листья. Потому Христос и проклял смоковницу, что она была причиной непослушания; она имеет даже и некое сходство с грехом. Прежде всего, — это сладость (плодов), затем жесткость листьев и прилепление клейким соком. Но есть и такие, которые неправильно помышляют, будто(запрещенное) дерево — соблазнение Адама Евою и познание (ее).
http://azbyka.ru/dictionary/17/sinaksar1-all.shtml#d4


Кстати, откуда это взялись устойчивые присказки, что Ева с Адамом сорвали "яблоко"? Ведь здесь ясно о смоковнице речь, хотя, понятное дело, это лишь образ или символ. Кажется, у кого-то из западных отцов это впервые появляется... Не у Иеронима ли? Запамятовал, но - европейский, в общем, "апокриф".
Tags: богослужение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments