pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Из "Заметок недоверчивой прихожанки"

Из новых публикаций. Пишет Марина Балуева из Санкт-Петербурга:

"...Наш современник в России живет куда как непросто .Еще сложнее живет в России христианин. Волчьи законы дикого постсоветского капитализма ставят индивидуума часто на грань выживания, нередко еще и с некоторым количеством близких людей на руках. Почва под ногами шатается. Не стать звеном пищевой цепочки – не сожрать никого самому и не быть съеденным – это в большинстве случаев предел мечтаний, а если еще остается в груди толика тепла, которым можно поделиться с тем, кому еще хуже, то это уже жизнь. Жизнь во Христе,( если исповедуешь Его сознательно, а не просто интуитивно сберегаешь душу свою). «Господи помилуй!» это порой самая актуальная молитва. В свете этой реальности старинные молитвословы, заполненные долгими стенаниями о своей греховности, а также стандартный один на всех императив «думать о своих грехах, молиться и смиряться» ведут к невольному, может быть, подсознательному отчуждению человека от Церкви, как от чего-то параллельного его проблемам. Рано или поздно возникнет желание побыть наедине с Евангелием, без посредников".
...«Внемли себе» ( Втор. 15,9), столько раз толкованное святыми отцами, для многих и по сей день профанно сводится к поговорке «моя хата с краю». Скажу попутно, что это тот яркий пример бытующего своеобразия интерпретаций огромного множества библейских и святоотеческих текстов...

Даже некоторое количество храмов, при которых сформированы общины, не меняет дело, так как их ничтожно мало и во многих, несмотря на видимое наличие общины, сохраняется номинальность отдельного прихожанина. Но поскольку общинные храмы представляют исключения и почти подвиг, в свете этого подвига даже язык не повернется разбирать какие-то их недостатки.

...Закономерен вопрос, почему люди все же заполняют храмы, и как формируются эти три процента от всего населения, которые ежевоскресно посещают церковь? Во-первых, призыв Божий, который в жизни грешного человека проявлятся в самых разнообразных формах – от тихого дуновения до тяжких скорбей – ведет человека закономерно туда, где обозначена материально и продекларирована эта близость к Богу и знание о Боге. Еще некоторое время человек посвящает изучению того, в чем естественно не чувствует себя компетентным довольно продолжительный срок. Весь этот период он старательно выполняет требуемое. Во-вторых, ритуал притягателен для многих. Иллюзией снятия с себя ответственности. В смене чинопоследований, послушаний, праздников и постов, в отношении к таинствам как к магии, многие люди находят выход в сторону от самих себя. В-третьих, множество людей, молчаливо заполняющих храмы. имеют свое, зачастую далекое и от православия, и от христианства вообще, представление о высших силах, управляющих этим миром. Этими людьми просто никто не интересуется, но толпу они создают.

Как распространяется вера Христова при такой постановке вопроса? Светит ли такой свет миру? Риторический вопрос. Обесценивание отдельной личности слишком большим диссонансом проявляется на фоне декларируемой любви. Это для внешних. Но и верным нелегко в такой атмосфере. Красота куполов и восхитительное пение - разве это замена любви? Для кого-то да, замена на некоторое время. Для любящих обманываться, возможно, замена на всю жизнь .Мерцание свечей, запах ладана. Таинственность как стиль, благоговейность как атрибут таинственности - завораживающе действуют на многих. Но далеко не на всех. Экзальтация часто принимается за действие благодати, но не всегда. Люди недоумевают, люди уходят. Уход их, естественно, не фиксируется. Церковь заполняется захожанами и неофитами, привлеченными и призывающей благодатью Божией, и красотой богослужения, и желанием решить свои внутренние проблемы. И так по кругу, до следующей смены.

...Христианское учение антиномично, то есть состоит из видимых противоречий, единство которых открывается только сердцу и только в практике ежедневного делания. Например «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. (1 Ин. 2, 15-16). и"Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин 3:16). Все священное писание состоит из таких антиномий. Поэтому доктринальное восприятие христианства, вырывание и заучивание цитат неизбежно искажают его. Только жизнь по заповедям - и пример такой жизни вокруг - могут помочь пониманию христианского учения. Если примера нет, если человек изолирован от жизни своих единоверцев и видит их только на воскресной службе, учение мертвеет. Если человек не видит и не слышит, как применять к современности вечные заповеди, он обречен на тяжелый и плохо поддающийся истолкованию опыт неудач. Отдельные исключения (отцы-пустынники, например) не в счет. Антиномичность христианской веры при голом теоретизировании, легко приводит к подменам. Невозможно отличить смирение от равнодушия и трусости, а гордость от самостоятельности и чувства собственного достоинства вне практики постоянного общения между христианами. Только в общении, а лучше – в работе, можно увидеть, сколько тепла иногда скрывается за надменным видом и, наоборот, сколько равнодушия за благостной любезностью. Только так можно научиться не судить, только так можно научиться жить во Христе. Оставляя только внешнюю форму церковной жизни, мы обрекаем и себя на внешнюю веру. «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал.6.2) Также невозможна и миссия , проповедь Христа в мире , о чем уже говорилось.

Без общины решить вопрос личного спасения трудно. Несмотря на все перегибы, которые можно наблюдать сегодня в отдельных общинах, несмотря на явно сектантские тенденции в некоторых их них, все равно без них никак. Христианам заповедано спасаться через ближнего своего. Безобщинный приход это искусственное ограничение полноты церковной жизни, это по сути ересь.

«Усталые, голодные, плохо одетые и обутые мы ежедневно до службы и после нее спешили в храм, чтобы быть с Богом. Материально у нас не было почти ничего, но как много было сил духовных! Поразили пастыря, и рассеялись овцы, не стало уже того единения душ, той духовной поддержки, что была в храме. Куда ни придешь, везде чужая, нет руководства духовного, остались только случайные исповеди.» Это из воспоминаний Клеопатры Ивановой об общине о.Алексия Мечева, бывшей в Москве в начале двадцатого века.

Как бы ни старались неофиты-особисты и окормляющие их служители культа заменить любовь ритуалом, ничего не получится. Будет только грех против Церкви и развал всех их замыслов, непредсказуемый по последствиям.

Полностью здесь: http://www.proza.ru/2013/03/02/1340Напишите
Tags: жизнь церковная, свет и тени в Церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →