pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Праздник встречи

Личные встречи с Богом бывают совершенно непохожими друг на друга, - сколько людей, столько и таких встреч. Праведный Симеон (Шимон) её ждал большую часть своей жизни, пока не исполнилось ему обещанное. В этой встрече он испытал великую радость узнавания, с которой уже готов был отойти в вечность. Лет за тридцать до проповеди Иоанна Крестителя, до избрания апостолов он первым прямо и ясно указал на родившегося младенца Христа как Господа, «свет для просвещения язычников» и славу народа Израиля.
«Теперь, Адонай, согласно Твоему слову, Ты отпускаешь своего слугу с миром; ибо я видел своими глазами твоё йешуа, которое Ты приготовил перед лицом всех народов – свет, который принесёт откровение гоим и славу Твоему народу Израилю» (цитирую по русской версии Jewish New Testament Д. Стэрна).

Будущий апостол Павел встретился с Христом совершенно иначе. Он не ждал этой встречи, - Христос Сам застал его врасплох, можно сказать, на месте преступления. Эта встреча оказалась своего рода судом над молодым и ревностным преследователем недавно образовавшейся зловредной в его глазах секты, после которого он ослеп, а потом прозрел и телесно, и духовно. В общем, кто ищет Бога и ждет встречи, тот дожидается и находит, но как же по-разному это бывает!

К подобной встрече надо быть всегда готовыми. В том числе и к неожиданным сюрпризам (французское слово surprise буквально означает захват врасплох). Для этого надо быть простыми и открытыми. Этой открытости многим не хватает из нас вследствие и изначального воспитания, и приобретенных идеологических шор, и разных культурных кодов, и многого другого, что само по себе часто ни хорошо и ни плохо в силу некоторой неизбежности, но временами может создавать препятствия для такой встречи. Поскольку многие и верующие, и неверующие склонны заранее составлять для себя некий образ Бога и некую модель поведения перед Ним. То же самое касается и отношения к окружающим людям. И когда реальность, то есть живая жизнь расходится с чьими-то выработанными представлениями о Боге или о ближних, люди часто готовы отвергнуть саму веру в Бога или людей ради собственной сформированной реальности, весьма искусственной, надуманной, которую они любят больше, чем саму жизнь. Или готовы идти еще дальше, то есть бороться с той реальностью, которая не соответствует их собственным представлениям о ней. Поэтому:



Давайте делать просто тишину.
Мы слишком любим собственные речи.
И из-за них не слышно никому
Твоих друзей на самой близкой встрече.
Давайте делать просто тишину!
И мы увидим в этой тишине,
Как далеки мы были друг от друга,
Как думали, что мчимся на коне,
А сами просто бегали по кругу.
А думали что мчимся на коне.
(А. Макаревич)




Встреча с Богом невозможна без встречи с кем-то из людей, на лице которого был бы отсвет сияния вечной жизни, по мысли преп. Макария Великого. Да и просто человеком нельзя стать вне воспитания с младенчества среди людей. Место встречи с Христом – Его Церковь. Церковная среда может быть разной, иногда очень неприглядной, и тогда её можно и нужно сменить (хотя как – вопрос один из самых сложных) или искать то церковное собрание, где бы Христос мог лично тебе открыться. Но: «место встречи изменить нельзя», не в географическом плане, конечно, а в экзистенциальном. Церковь по сути названа Телом Христа (1 Кор., гл. 12). Это одна из самых красивых и глубоких метафор, которая призвана не оставаться просто метафорой, а реализовываться. Если каждый из нас назван членами этого Тела, если все мы причащаемся из одной Чаши, то во всех должна течь одна и та же Кровь, животворя все члены Тела. Тогда все члены призваны быть в живой связи друг с другом, то есть стремиться к встрече, к общению между собой. Часто эта встреча лишь изображается, символизируется, даже в том же причастии на литургии, что неизбежно в гуще жизни мегаполисов, но это не единственная причина и препятствие. Христиане сегодня в целом слишком разобщены и приходят в церковное собрание лишь для индивидуальных «религиозных потребностей», получить, так сказать, порцию благодати, что считается у многих в порядке вещей. Может ли в таком случае состояться подлинная встреча с Христом, и не будет ли здесь очередной подмены в воображении или эмоционально-эстетического «кайфа», когда благодать воспринимается как некая сила сама по себе, а Христос как бы даже и не при чем? Митр. Антоний Сурожский в своей книге «О встрече» приводит слова кого-то из древних аскетов-пустынников: «Кто видел брата своего, тот видел Бога своего». В самом деле, как можно познать Бога и иметь с Ним живую связь, если не хочешь знать людей вокруг и от них отгораживаешься? «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20).
Встретить единомышленников-христиан для тех, кто жаждет правды и любви, никогда не было просто. Особенно при господствующей психологии потребления, когда проявления этих добродетелей ждут со стороны кого-то извне, но сами не готовы ни на какие внутренние усилия, чтобы самим что-то предложить. Может быть, в нынешних условиях кому-то приходится проходить разные скорби и разочарования в том числе и потому, чтобы научиться радоваться малому и благодарить за самые простые вещи и элементарные добрые отношения, которые изначально принимаются как должное и потому не замечаются? Но когда приходит сочувствие с благодарением, тогда и начинается возможность подобных встреч, подчас там, где их совсем не ждешь. Тогда и приходит тот «праздник, который всегда с тобой», а с ним и радость узнавания Того, к кому стремился.


Tags: богослужение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments